Шард

Помогают ли криптовалюты обойти санкции Ирану

В августе Иран сообщил об успешном завершении внешнеэкономической сделки на сумму 10 миллионов долларов США с использованием криптовалюты. Это первая подобная сделка, о которой стало известно, и, видимо, первая, совершенная негосударственной компанией. Не имеется точной информации о конкретном способе проведения данной операции, так как очевидно, что власти Ирана не заинтересованы в раскрытии деталей.

Тем не менее, после сделанного объявления появилось много вопросов. В первую очередь, какая криптовалюта использовалась и как именно была совершена эта самая сделка. Попытаемся разобраться, какие инструменты могли быть использованы и какие выгоды это принесет экономике страны.

Иран разрешил майнинг криптовалют еще в 2019 году. В настоящее время в Иране майнится более 4.5% всего мирового объема биткоина. Кстати, в связи с этим, получается, что 4.5% комиссий также платится иранским майнерам. Т.е. можно сделать вывод, что пользователи криптовалюты из стран, которые наложили санкции на Иран, тем не менее, вынуждены оплачивать комиссии Ирану при совершении платежей в криптовалюте.

Сам Иран также заявляет, что страна с 2019 года использует биткоин для продажи нефти своим партнерам в обход санкций. Был даже подготовлен доклад Аналитического центра при Президенте Ирана, где говорилось о том, что майнинг криптовалют может обеспечить стране ежедневно до 2 миллионов долларов доходов. В докладе также отмечается, что развитие индустрии майнинга, кроме всего прочего, способствует росту занятости и развитию энергетического рынка.

В Иране майнинг приравнивается к промышленному производству, а страна популярна среди майнеров из-за дешевой электроэнергии. В 2020 году иранские власти выдали более 1 тысячи лицензий на добычу криптовалюты. Рост объема майнинга также был обусловлен передислокацией в страну майнеров из Китая, которые после запрета на майнинг у себя дома массово переместились в Казахстан, Россию и Иран.

Получается, что Иран обладает внушительным пулом криптовалютной ликвидности, что позволяет проводить операции с криптовалютой через различные, в том числе, западные биржи или же напрямую. Так, криптобиржа Binance подвергается нападкам со стороны властей США за то, что сквозь пальцы смотрит на иранских трейдеров и не принимает в отношении них ограничительных мер. Более того, по некоторой информации, сделка, о которой идет речь, также возможно была совершена именно на бирже Binance.

Еще одним важным фактом является то, что в 2019 году Иран запустил свою собственную обеспеченную золотом криптовалюту PayMon. Как утверждалось при ее анонсе, криптовалюта была разработана именно с целью обхода санкций, в первую очередь, для расширения торговли с Китаем. К сожалению, какой-либо значимой информации об использовании PayMon в дальнейшем не имеется, в связи с чем сделать вывод о ее эффективности проблематично. Представляется, что план был именно создать промежуточный токен ликвидности, чтобы можно было на расположенных в Иране биржах обменивать его на криптовалюту или на Иранский риал.

Можно обратить внимание и на еще один момент в заявлении иранских властей. Было сказано, что т.к. сделка прошла успешно, в дальнейшем предполагается расширять использование криптовалюты и смарт-контрактов в внешнеторговых операциях. В связи с этим можно предположить, что Иран мог использовать не Биткоин, а какую-либо другую криптовалюту, и сделка была проведена с использованием смарт-контракта в целях некоего «миксинга» и обмена цифровых активов.

В любом случае, опыт Ирана в ближайшее время покажет, насколько криптовалюты могут стать фундаментом для новой, децентрализованной финансовой системы, которая будет устойчива к ограничениям и обеспечит бесперебойный обмен финансовой информацией.

Мы продолжим следить за развитием криптовалютного регулирования в Иране, а также за наиболее важными изменениями в регулировании обращения криптовалют в России и мире.