Шард

О будущем регулировании криптовалют в ЕС (MiCA)

Предложение по единому регулированию рынка криптоактивов (Markets in Crypto-assets, MiCA) первоначально было представлено в 2020 году и, как сказано в пояснительной записке к законопроекту, является частью законодательной инициативы Европейской комиссии по регулированию цифровых финансов (European Commission’s Digital Finance Package). Законопроект не однократно переносился в связи отсутствием консенсуса по некоторым вопросам, например – регулированию NFT, но в итоге был утвержден Еврокомиссией в октябре 2022 года.

Голосование за законопроект в Европарламенте, назначенное на конец 2022 года, также было отложено на январь 2023, с последующем смещением сроков в сторону апреля. По словам представителя Европарламента, задержка скорее «техническая», связанная с трудностями перевода - 400-страничный документ MiCA переводят на 24 официальных языка ЕС. Но даже если законопроект будет принят в апреле 2023 года, он вступит в силу не ранее чем в 2024 году.

Тем не менее, так как сам текст законопроекта уже завершен и находится в публичном доступе, можно оценить, что нового он привнесет европейскому и мировому рынкам криптовалют.

Что будет регулировать MiCA.

В том или ином виде регулирование криптовалют есть в каждой стране ЕС. Криптовалюты отнесены к инструментам передачи ценности, и операции с ними, а также деятельность криптокомпаний регулируются на всей территории блока. Закон MiCA должен обеспечить единую и гармонизированную нормативно-правовую базу для криптоактивов, которые еще не определены как финансовые инструменты или электронные деньги в соответствии с Директивой Евросоюза «O рынках финансовых инструментов» (MiFID II). Регулирование, предлагаемое законопроектом, не распространяется также и на цифровые валюты центральных банков (CBDC). При этом законопроект охватывает не только регулирование и надзор за финансовыми услугами, но также включает защиту прав потребителей и даже некоторые положения экологической повестки. Летом 2022 года даже были попытки, впрочем, неудачные, дополнить MiCA запретом на алгоритм консенсуса PoW, как не отвечающего требованиям экологической повестки.

Криптоактивы

Криптоактивы понимаются как цифровое представление стоимости или прав, которые могут передаваться и храниться в электронном виде с использованием технологии распределенного реестра (DLT) или аналогичной технологии. MiCA определяет 3 основных типа криптоактивов, которые подлежат регулированию:

  • «Токены, привязанные к активу» (Asset-Referenced Tokens - ART) — тип криптоактива, предназначенный для поддержания стабильной стоимости за счет обращения к стоимости нескольких фиатных валют, являющихся законным платежным средством, одного или нескольких товаров, одного или нескольких криптоактивов или комбинации таких активов;
  • «Токены электронных денег» (E-Money Tokens - EMT) означают тип криптоактива, основная цель которого заключается в использовании в качестве средства обмена и который призван поддерживать стабильную стоимость, ссылаясь на стоимость фиатной валюты, которая является законным платежным средством («классический» стейблкоин как, например, USDT или печально известный UST);
  • «Служебные токены» (Utility Tokens), которые предназначены только для предоставления доступа к товару или услуге, предоставляемой эмитентом этого токена. При этом, служебные токены, относящиеся к уже существующим товарам/услугам, и токены, относящиеся к еще не существующим товарам/услугам, регулируются по-разному, т.к. к первым предъявляются менее жесткие требования;
  • Другие, то есть не являющиеся ART, EMT или Utility-токенами, включая непривязанные к фиатным валютам платежные токены, как Биткоин и Эфир.

Как ART, так и EMT являются вариантами стейблкоинов и привязаны к стоимости базового актива. В соответствии с MiCA ART и EMT могут быть признаны Европейской службой банковского надзора (EBA) значимыми и будут регулироваться непосредственно EBA, а не национальными регуляторами стран блока. Признание токена системно значимым осуществляется в случае, если выполняются три из нижеприведенных критериев:

  • Количество держателей токенов превышает 10 миллионов;
  • Стоимость, рыночная капитализация или резерв превышает €5 млрд.
  • Ежедневное количество операций превышает 2.5 миллиона, а объем €500 млн;
  • Эмитент считается значимым в международном масштабе;
  • Токен считается взаимосвязанным с финансовой системой;
  • Эмитент выпускает как минимум один дополнительный токен ART/EMT или предоставляет как минимум одну услугу в сфере оборота криптоактивов.

Эмитенты криптоактивов

Важнейшая обязанность эмитента криптоактива заключается в необходимости до его выпуска на рынок разработать и представить регуляторам Whitepaper.

Whitepaper должна включать информацию об эмитенте криптоактива (включая сведения о бенефициарах), о правах и обязанностях, возникающих при его приобретении, рисках с ним связанных, а также данные о неблагоприятном воздействии на окружающую среду технологии, обеспечивающей его эмиссию.

В принципе, для криптоактивов, отличных от ART и EMT, MiCA, в первую очередь, предусматривает требования к раскрытию информации, прозрачности и управлению, а предложение таких криптоактивов пользователям не требует предварительного разрешения. Эмитентам нужно заранее уведомить регулятора и опубликовать Whitepaper.

Для эмитентов EMT и ART MiCA устанавливает более строгие правила из-за соответствующих опасений, связанных с их возможным влиянием на финансовую систему. Публичное предложение или листинг ART и EMT в ЕС потребует предварительного разрешения и может быть осуществлено только самим эмитентом или его доверенным лицом на основании заключенного соглашения. Интересно, что ЕМТ будет автоматически считаться предлагаемым в ЕС и, следовательно, подпадать под правила MiCA, в случае, если они привязаны к Евро.

Из-за схожести между ЕМТ и электронными деньгами MiCA часто ссылается на Директиву ЕС об электронных деньгах 2009/110EC, включая ссылки на требования к капиталу эмитентов и защите пользователей.

Требования к эмитентам ART, что логично, больше похожи на соответствующие требования к эмитентам ценных бумаг. Кроме того, эмитенты ART должны быть учреждены в ЕС и предоставлять на утверждение Whitepaper и другие технические документы, подробно описывающие предлагаемый токен.

Поскольку MiCA предусматривает право держателей ЕМТ и ART в любой момент потребовать обратного выкупа своих токенов, эмитенты также должны соблюдать требования к резервам. Основное требование - резерв всегда должен соответствовать полной стоимости всех находящихся в обороте токенов.

Кроме того, после краха UST в законопроект добавили ограничение на среднесуточное количество транзакций EMT/ART в размере 1 млн и ограничение на их объем в размере €200 млн. При этом, для ЕМТ это применимо только в том случае, если токен привязан к валюте, отличной от валюты государства ЕС.

При работе над документом высказывались опасения, что эти правила будут ограничивать оборот в ЕС популярных стейблкоинов, привязанных к доллару США, таких как USDT, USDС или BUSD. В связи с этим в законопроекте уточняется, что ограничиваются только транзакции, которые связаны с обменом стейблкоинов, а не их передачей от одного лица другому.

DAI, судя по всему, под эти правила не попадает ввиду его децентрализованности и управления посредством DAO.

Провайдеры виртуальных активов

Помимо регулирования токенов, MiCA определяет две группы компаний, оказывающих услуги в сфере оборота криптоактивов: поставщиков услуг криптоактивов (CASP) и эмитентов криптоактивов, которые предлагают эти активы третьим лицам.

Понятие CASP в данном случае аналогично определению VASP в рекомендациях ФАТФ, но охватывает более широкий спектр услуг в соответствии с установленными целями законопроекта. Для оказания услуг на территории ЕС оба типа компаний должны соответствовать некоторым строгим требованиям, таким как:

  • Обязательство зарегистрировать юридическое лицо в ЕС;
  • Обязательство опубликовать Whitepaper с обязательными требованиями к раскрытию информации;
  • Вести свою деятельность в соответствии с профессиональными стандартами;
  • Требования к размеру собственного капитала.

Предлагаемые правила также будут применяться к любому неевропейскому CASP, выходящему на рынок ЕС. CASP автоматически классифицируются как существенные (sCASP) когда они достигают порога в 15 миллионов активных пользователей в ЕС за один календарный год. Однако, в отличие от sART и sEMT, на sCASP не распространяются более строгие правила, чем на обычные CASP.

Что не регулирует MiCA.

MiCA не распространяется на криптоактивы, захваченные действующим законодательством о финансовых услугах. Например, security-tokens, примерные аналоги российских ЦФА, квалифицируемые как финансовые инструменты в соответствии с MiFID II.

Кроме того, MiCA не регулирует NFT. Однако NFT, выпущенные «большой серией или коллекцией», могут считаться взаимозаменяемыми и, таким образом, подпадать под действие MiCA. Дробные части НФТ также не попадают под исключение.

Вопросы регулирования NFT, к слову, были одной из причин задержки с принятием законопроекта в 2022 году. Еврокомиссия рекомендовала начать изучение рынка NFT с целью внесения дополнений, касающихся этого вида криптоактивов в будущем.

Также регулирование не распространяется на децентрализованные финансы (DeFi) и операции децентрализованных автономных организаций (DAO), поскольку услуги в сфере криптоактивов, которые «предоставляются полностью децентрализованным образом без какого-либо посредника», и криптоактивы без идентифицируемого эмитента также не подпадают под действие MiCA. Данный вопрос также рекомендован Еврокомиссией к дальнейшему изучению.

MiCA напрямую не включает положения о обязательствах ПОД/ФТ, но устанавливает, что законодательство о криптоактивах также должно способствовать достижению цели борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. В законопроекте говорится, что любое определение «криптоактивов» должно соответствовать определению «виртуальных активов», изложенному в 40 рекомендациях Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Если говорить про подробности, то процедуры AML в сфере криптовалют подпадают под регулирования европейской антиотмывочной директивы AMLD5, которая устанавливает требования к криптокомпаниям, включая обязанность по проведению KYC, установлению источников происхождения денег клиента и оценку операций на подозрительность.

Поскольку в ЕС до сих пор нет единого подхода к регулированию криптоактивов, это по-прежнему затрудняет трансграничное предоставление связанных с ними услуг. Предполагается, что внедрение MiCA даст новый толчок развитию индустрии в ЕС за счет гармонизации законодательства и возведения защитных барьеров против криптомошенничества, скама и рыночных манипуляций.

В заключение необходимо отметить, что в связи со столь длительным рассмотрением законопроекта, Еврокомиссия параллельно уже работает над дополнениями MiCA и новыми законами, регулирующими NFT, механизмы противодействия отмыванию денег, а также соблюдение санкций.