Криптовалюты в Азии: Южная Корея
Как одна из наиболее промышленно развитых стран Азии, Южная Корея с 2020 года становится одним из центров торговли и инвестиций в криптовалюту, а все больше молодежи в стране видят в криптовалютах путь к быстрому улучшению материального положения. Сами криптовалюты к настоящему моменту уже занимают значительное место в финансовом ландшафте – граждане активно участвуют в торговле цифровыми активами, а по данным опросов, более половины молодежи (в возрасте 20-29 лет) имеют опыт торговли на криптобиржах. Торговля криптовалютой официально была легализована в стране в 2021 году, но признание цифровых активов началось еще раньше – в 2018 году.
Несмотря на то, что Южная Корея, как и Япония, одна из первых стран, где криптовалюты разрешили использовать относительно свободно наравне с обычными деньгами, общественное мнение в отношении них далеко не так однозначно настроено положительно, как во многих других азиатских странах. Часть населения поддерживает их использование, в то время как другие выражают опасения по поводу рисков и мошенничества. Со вторыми согласны и регуляторы – нормативно-правовая база одна из самых строгих в мире и не последнюю роль в этом сыграл крах экосистемы Terra/LUNA, который в большой степени затронул именно граждан Южной Кореи. Основатель экосистемы, гражданин Южной Корее До Квон все еще находится в Черногории в ожидании экстрадиции на родину, где ему грозит пожизненное заключение и миллиардные иски от пострадавших.
С 2018 года в стране пытались решить, как регулировать торговлю криптовалютой, рассматривая варианты вплоть до ее запрета. Тем не менее, в марте 2020 года Национальная ассамблея Южной Кореи приняла новый закон, который проложил путь к регулированию и легализации криптовалют и криптобирж. Это решение было принято в целях снижения рисков бурно развивающейся экосистемы цифровых активов в разгар эпидемии COVID-19. Законодательство было разработано для надзора за развивающейся отраслью и разработки правил против отмывания денег.
Правовой статус криптовалют
Регулирование криптовалют в Южной Корее прошло через несколько этапов. В марте 2021 года, как уже говорилось, были приняты поправки к законодательству, легализующие торговлю и хранение криптовалют. В 2023 году был принят закон о защите пользователей виртуальных активов, который вводит строгие стандарты для криптобирж и требует от них проводить тщательную проверку токенов перед их листингом. Те токены, которые могут быть классифицированы как ценные бумаги, дополнительно регулируются еще и Законом о рынках капитала.
Использование криптовалют и стейблкоинов для торговых операций разрешено, но с определенными ограничениями. Например, все транзакции должны проводиться с идентификацией пользователей для предотвращения анонимных операций, что, предполагает легальное совершение подобных операций исключительно через регулируемые финансовые институты.
Провайдеры услуг виртуальных активов (ПУВА)
Деятельность криптобирж строится, в первую очередь, на базе вышеупомянутого Закона о защите пользователей виртуальных активов, который объединяет 19 законопроектов, связанных с криптовалютами, направленных на защиту инвесторов от рисков. Законодательство, вступившее в силу в конце 2023 года, является новаторским и весьма жестким, сравнимым разве что с европейскими директивами AMLD и MiCA.
Согласно закону, южнокорейские компании обязаны соблюдать строгие регуляторные требования, которые включают:
-
Разделение активов пользователей - ПУВА должны обеспечивать хранение депозитов пользователей отдельно от своих собственных активов. Для крупных криптобирж – обязательно привлечение стороннего кастодиана;
-
Обязательное страхование ответственности;
-
Обязательное хранение резервов в холодных кошельках;
-
Учет всех транзакций и предоставление информации по запросу регуляторов, а также инициативное информирование финансовой разведки.
Контролирует соблюдение требований Комиссия по финансовым рынкам (FSC). Несоблюдение требований закона может привести к штрафам и уголовному преследованию виновных лиц. К слову, в 2024 году было ужесточение уголовного законодательства, которое теперь предусматривает вплоть до пожизненного заключения за отмывание денег с использованием криптовалюты. Кроме FSC надзорными функциями в отношении криптокомпаний обладает также и Банк Кореи, как главный финансовый регулятор страны.
В Южной Корее работает множество криптобирж, среди которых наиболее примечательны крупные национальные площадки вроде Upbit, Korbit или Bithumb. Эти изначально корейские криптобиржи широко известны и за пределами страны, где они работают через свои международные подразделения. Глобальные биржи, вроде Binance и Kraken, также доступны для корейских пользователей, но предоставляют им ограниченные услуги в строгом соответствии с местным законодательством. Строгие правовые рамки, ограничения по перепродаже и выводу криптовалюты, а также сложновыполнимые требования для проведения ICO, создали условия, при которых криптовалютный арбитраж в стране затруднен или даже не возможен, что повлекло за собой образование разницы в курсе криптовалют на внутреннем корейском и международном рынках. Эта разница стала называться «премией кимчи» по аналогии с денежным бонусом, выплачиваемым многими корейскими работодателями своим сотрудникам на покупку ингредиентов для одноименного национального блюда.
Майнинг
Хоть правовая база для майнинга в Южной Корее и имеется, власти проявляют осторожность в отношении данной деятельности. В 2023 году правительство начало борьбу с незаконным майнингом и мошенничеством при подключении нелегальных майнинг-ферм к электросетям. Электричество также не дешевое, в связи с чем майнинг остается популярным только среди корейских граждан (домашний майнинг), при этом, в стране работают несколько крупных майнинг-пулов, которые обслуживают своих граждан и майнинговые мощности за рубежом.
Налогообложение криптовалют
Ставка налога на криптовалютные транзакции в Южной Корее в настоящее время установлена на уровне 20% для доходов, полученных от торговли криптовалютой. Эта ставка введена в 2022 году, но ее непосредственное применение так и не началось и постоянно откладывается. Новый срок введения установлен на 2025 год. Налог будет применяться, если общий доход от торговли криптовалютой превысит 2,5 миллиона корейских вон (примерно 2200 долларов США).