Шард

$300М было похищено скам-проектом AssetG

Совсем недавно команда аналитиков ШАРД подготовила заметку об основных признаках скам-проектов и том, как они работают. Но что такое теория без практики?! В этот раз мы решили изучить довольно известный проект AssetG, который, как нам кажется, реализовал практически все возможные мошеннические схемы за время своего, прямо скажем, недолгого существования.

Для начала немного истории: проект AssetG начал свою работу в марте 2021 года. Инвесторам проекта предлагалось к приобретению два токена ASG и GMT, обеспеченных, со слов организаторов проекта, золотом, которое предполагалось добыть на двух участках в Судане. Сама по себе идея проекта на первый взгляд звучит неплохо и не должна бы вызывать отторжения, так как район Нубийской пустыни, находящийся на территории современного Судана, известен богатейшими запасами золота ещё со времён египетского царства, а современный объём добычи золота в стране превышает 80 тонн в год.

Первое, что мы решили изучить – это официальную презентацию проекта. В целом, если рассматривать презентацию исключительно с точки зрения стратегии обеспечения цифровых активов золотом, то его необеспеченность видна сразу. Хотя бы потому, что за 9 месяцев ввести в эксплуатацию золотоизвлекательную фабрику мощностью 3 000 кг. золота в год было бы крайне затруднительно даже в центре Москвы, не говоря уже о суданской пустыне.

Возвращаясь к криптовалютной тематике: токен ASG, согласно проспекту проекта «представляет собой классическую криптовалютную монету, которая может использоваться в качестве платёжного средства наравне с известными криптовалютами: Bitcoin, Ethereum, Binance Coin и другими». Кроме того, уже в следующем абзаце прямо утверждается, что «на начальных этапах развития компании курс обмена токена устанавливался компанией «AssetG.Finance», а также что «за время развития компании токен ASG подорожал с $0,1 до $2,14». Сразу следует отметить, что информации о реализации этапов последующих «начальному», по крайней мере в том виде, в котором они описаны в презентации, нам обнаружить не удалось.

Таким образом очевидно, что «начальный» этап жизни проекта изначально предполагал тривиальную скам-схему, где за инвестициями в «криптовалюту» не стоит ровным счётом ничего, кроме презентации.

Новый этап начался в начале сентября 2021 года, когда проект остановил вывод средств участников. Примечательно то, что по случайному совпадению накануне, 31 августа 2021 года, Центральный банк РФ включил проект AssetG в «Список компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке» в связи с тем, что деятельность компании содержит «признаки финансовой пирамиды».

Организаторы, в свою очередь, объясняли остановку выплат переходом на новый сайт, сложностями в переносе личных кабинетов, заходом в проект группы азиатских инвесторов и даже наводнением в Малайзии в декабре 2021 года. Спустя несколько месяцев после остановки выплат в официальном Telegram-канале проекта появилось сообщение от руководства проекта с просьбой к инвесторам дополнительно профинансировать «переход на новый маркетинг», чтобы завершить перенос личных кабинетов. Взамен организаторы обещали удвоить сумму средств, внесённых в качестве дополнительного финансирования, токенами проекта на новом сайте. На этом этапе наш внимательный читатель уже мог бы без труда распознать признаки схемы «Double tap».

Сколько человек купилось на рекламу проекта точно не известно, однако изучая статистику Telegram-чатов, посвящённых AssetG, можно сделать обоснованное предположение, что число пострадавших составляет порядка 4 500-6 000 человек.

В своих дальнейших изысканиях мы исследовали адрес проекта в сети BTC 1JxiMer497oFNWoo1MUDXBgYpFjSpCSvU4, на который предлагалось перечислять средства на дофинансирование проекта. На первый взгляд, адрес ничем не примечателен, так как содержит всего 10 транзакций на сумму чуть больше $3 500 долларов (0,152 BTC). Однако, изучая исходящие транзакции с этого адреса, мы обнаружили транзакцию 5e4822ab3bee8d30ff5974c0a450adc04bd30912dc7c190d9179bc047107aa83, на которой хотелось бы остановиться поподробнее. Помимо того, что она содержит средства с упомянутого адреса сбора допфинансирования, также в ней содержаться средства с адресов 3L5GgXTH2qK9hntcRLEcAwAo7b71RBMVtE и bc1q4ark3g3f382h6el6p356lxqxn69qwxrx3nw32v которые, судя по характеру и объёму входящих и исходящих транзакций, с высокой долей вероятности, могли использоваться как адреса сбора и транзита средств пользователей платформы. Более того, у этих адресов есть ещё как минимум один объединяющий фактор, но об этом позже.

Вернемся к транзакции 5e4822ab3bee8d30ff5974c0a450adc04bd30912dc7c190d9179bc047107aa83, средства с которой были направлены на адрес 13uZyaPbt4rTwYQ8xWFySVUzWH3pk2P5c7 (текущий баланс 1 581.77 BTC, в эквиваленте равен 30 237 276,21 USD), принадлежащий кластеру MEXC Global, к которому также относится адрес bc1qrlsks7xe755m05zfreyjdxn34rypc4lnghtcwc (текущий баланс 0.979 BTC, в эквиваленте равен 18 770.36 USD).

Объединяет эти адреса, а также два упомянутых ранее то, что средства с них выводились на адреса 33ze68qZoBE9R4uMtRQGNnvgFTYN4sPBUq и 1GrwDkr33gT6LuumniYjKEGjTLhsL5kmqC, которые, согласно отчётам на профильных ресурсах, известны тем, что используются для вывода средств, полученных в результате мошеннических действий.

Подводя итоги расследования, можно сказать, что нашей команде удалось установить, что общий ущерб от деятельности проекта AssetG составляет не менее 14 000 BTC, что эквивалентно более чем $300 млн, из которых примерно 1 600 BTC до сих пор находится на адресе криптокошелька 13uZyaPbt4rTwYQ8xWFySVUzWH3pk2P5c7.

Однако, пожалуй, самый главный вывод, который можно сделать из этого расследования – это то, что при инвестировании своих средств важно трезво оценивать не только, и не столько, растущие графики доходности, но и максимально критично изучать как суть инвестиционной идеи, так и механизмы её реализации.