Банк России опубликовал доклады о DeFi и ЦФА
Доклад для общественных консультаций «Развитие рынка цифровых активов в Российской Федерации», подготовленный Департаментом финансового мониторинга Банка России продолжает серию подобных публикаций регулятора. Напомним, что в начале 2022 года также для общественных консультаций был представлен доклад о криптовалютах, где ЦБ предлагал запретить их обращение внутри страны, а также запретить оказание любых услуг в этой сфере. С тех пор, как мы знаем, позиция ЦБ претерпела значительные изменения, а законопроект, позволяющий хранить криптовалюты и использовать их в расчетах за пределами страны, уже обсуждается в Государственной Думе.
В новом докладе речь идет о непосредственно ЦФА, утилитарных цифровых правах, которые уже урегулированы действующим законодательством в стране, а также о стейблкоинах и NFT. Вопросы, связанные с выпуском токенизированной безналичной валюты, включая токены электронных денег, будут рассмотрены в будущем и в данный доклад не включены.
Банк России отмечает, что выпуск цифровых активов представляет преимущества как эмитенту актива, так и инвесторам. К таким преимуществам относятся возможность привлечения дополнительного капитала, снижение входного порога для розничных инвесторов, снижение издержек для эмитентов и возможность совершения сделок посредством смарт-контрактов.
Также в докладе указывается, что кроме преимуществ, применение цифровых активов связано и с рисками. Из специфических рисков выделен риск, связанный с низкой производительностью блокчейн-сетей и интероперабельностью, т.е. недостатком взаимодействия между сетями и традиционными централизованными информационными системами. ЦБ признает недостаток нормативной базы в данном вопросе и планирует ее разрабатывать, чтобы нивелировать подобные риски.
В докладе также проанализирован международный опыт, в первую очередь, Западных стран, Бразилии, Казахстана, Беларуси, а также подхода ФАТФ к снижению рисков ОД/ФТ. Сделан вывод, что в мире правовая база все еще развивается, особенно если дело касается NFT, но регуляторы обычно подходят к цифровым активам как к ценным бумагам.
В России на данный момент урегулированы выпуск и обращение утилитарных цифровых прав и цифровых финансовых активов. Регулятор указывает, что на практике, как ЦФА, так и УЦП могут обладать характеристиками стейблкоинов или NFT.
Тем не менее, ЦБ отмечает, что на текущем этапе развития на цифровые активы, обладающие характеристиками, схожими с традиционными финансовыми инструментами, не распространяются соответствующие регуляторные нормы. Одним из примеров является выпуск ЦФА, схожих по своему содержанию и экономической природе с облигациями. Размещение таких ЦФА может осуществляться среди всех пользователей информационной системы оператора ЦФА, при этом раскрытие информации, как это предусмотрено для ценных бумаг, осуществляться не будет. Банк России полагает, что таких ситуаций быть не должно и должен действовать принцип «одинаковые содержание и риски – одинаковое регулирование».
Планируется дальше гармонизировать налоговое законодательство. Так, будут предложены изменения, которые исключат возникающий в настоящее время налоговый арбитраж и предоставят эмитентам и инвесторам цифровых прав такие же условия налогообложения, как при инвестировании непосредственно в токенизированные активы (например, в драгоценные металлы). Также будет разработан отдельный порядок налогообложения УЦП, направленный на установление обложения НДС и НДФЛ.
Центральный банк предлагает создать регуляторные условия для появления иных видов финансовых активов:
- традиционные финансовые инструменты;
- задолженность третьих лиц;
- токенизированные драгоценные металлы и камни;
- «титульные» NFT (цифровые права, удостоверяющие принадлежность вещи или исключительного права, права использования результатов интеллектуальной деятельности определенному лицу с предоставлением возможности их выпуска и обращения через операторов информационных систем и операторов обмена цифровых финансовых активов).
Отдельное внимание уделено регулированию смарт-контрактов. В докладе отмечается, что несмотря на то, что в действующем законодательстве уже заложены правовые основы регулирования смарт-контрактов, все еще остаются вопросы, требующие уточнения:
- Ответственность разработчиков смарт-контрактов;
- Стандартизация базовых требований к смарт-контрактам;
- Прозрачность и понятность условий смарт-контракта;
- Обязательность опубликования кода смарт-контракта.
Также предлагается внести ряд изменений в законодательство о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем. Так, операторов обмена ЦФА предлагается наделить правом осуществлять упрощенную идентификацию клиентов в определённых случаях, а также изменить подходы к критериям предоставляемой в Росфинмониторинг информации, гармонизировав их с подходом, реализованным в отношении операций с ценными бумагами.
В заключение Банк России ставит 20 вопросов для публичных консультаций и ожидает получить ответы на них от сообщества, а также замечания и предложения к докладу до 7 декабря 2022 года.
Доклад по DeFi представляет собой обобщение возможных подходов к регулированию децентрализованных финансов в мире. В докладе разъясняется, что представляют из себя DeFi и какими характеристиками обладают прежде всего с точки зрения экономического содержания и архитектурных особенностей заключаемых сделок и оказываемых услуг.
В докладе также рассматриваются возможности и риски DeFi. Кроме того, уделяется внимание основным аспектам текущей дискуссии международных организаций, зарубежных регуляторов, исследователей в отношении практической возможности регулирования DeFi, эффективности применения тех или иных подходов с учетом отсутствия посредника как объекта регулирования, анонимности и глобального характера DeFi.
В докладе отмечается, что в этой сфере остается большое количество открытых вопросов – начиная с отсутствия устоявшегося понятийного аппарата и заканчивая различными взглядами на перспективы развития и регулирования сферы DeFi.
В то же время есть общее понимание, что данная область на текущем этапе требует осторожного отношения со стороны пользователей, пристального внимания и взвешенного подхода со стороны регуляторов и, как результат, дальнейшего комплексного изучения всех возможностей и рисков в связи с тем, что DeFi активно развиваются.