Шард

О регулировании криптовалют в Республике Беларусь

В Республике Беларусь еще в 2005 году был создан Парк высоких технологий, который по своей сути является бизнес-инкубатором для компаний, осуществляющих деятельность в сфере IT и развивающих высокотехнологичные отрасли промышленности. Согласно декрету президента страны, Парк создан для разработки в Республике Беларусь программного обеспечения, информационно-коммуникационных, иных новых и высоких технологий, направленных на повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Как и другие подобные экономические зоны, в ПВТ действует особый правовой и налоговый режим. Так, резиденты Парка освобождены от налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, таможенных пошлин на ввоз высокотехнологичного оборудования, а налог на доходы физических лиц уменьшен до 9 процентов.

В 2017 году был принят Декрет №8 «О развитии цифровой экономики», который и положил начало истории развития криптовалютного бизнеса в Республике Беларусь. Декрет продлил действие специального правового режима ПВТ до 2049 года и заложил правовую базу для внедрения в стране финансовых технологий, основанных на блокчейне. Подход Беларуси, в целом, напоминает подход к внедрению криптовалют Республикой Казахстан, где условия для развития этого бизнеса также созданы в особой экономической зоне – МФЦА.

Декрет №8 привнес в законодательство страны понятия криптовалютных бирж и обменников, криптовалютных кошельков, майнинга, смарт-контрактов, ICO, а также добавил специальные налоговые преференции. Так, все операции с токенами (куда законодательство относит и такие криптовалоюты, как биткоин) освобождены от налога на прибыль до 1 января 2023 года.

Необходимо отметить, что несмотря на то, что криптовалюты имеют легальный статус в стране, их использование в качестве средства платежа наравне с белорусским рублем не допускается. Таким образом, несмотря на то, что в Декрете №8 токены указываются как «средства», они признаются скорее имуществом, которое используется для инвестирования и может быть предметом легального товарооборота.

В соответствии с Декретом №8 физические лица могут хранить, обменивать, покупать и продавать криптовалюты, дарить их и завещать, а также заниматься майнингом. При этом, майнинг, который осуществляется самостоятельно, без привлечения сотрудников, не является предпринимательской деятельностью, а полученные цифровые активы не подлежат декларированию. В целом, деятельность физлиц в сфере оборота криптоактивов должна осуществляться для собственных нужд, иначе это может быть воспринято как предпринимательство.

Юридические лица также могут заниматься майнингом, однако, вся деятельность, связанная с криптовалютами, может осуществляться только юридическими лицами – резидентами Парка высоких технологий. Таким образом, любые юридические лица могут оперировать криптовалютами, а также проводить ICO, но исключительно через резидентов ПВТ.

В стране определено несколько видов регулируемых криптобизнесов:

  • оператор криптоплатформы (криптобиржа);
  • оператор обмена криптовалют (криптообменник);
  • организатор создания и размещения цифровых токенов (организатор ICO, а также компании, занимающиеся майнингом).

К слову, в настоящий момент резидентами ПВТ являются 4 криптовалютные биржи: Currency, Bynex, Free2ex, iExchange.

Все криптобиржи и криптообменники должны проводить процедуры, направленные на соблюдение требований в сфере отмывания денег, в том числе:

  • идентифицировать и верифицировать клиентов (KYC);
  • управлять рисками, связанными с отмыванием денег и финансированием терроризма;
  • иметь возможность приостанавливать операции и замораживать средства клиентов в случае их причастности к финансированию терроризма;
  • сообщать о подозрительных операциях в Департамент финансового мониторинга;
  • располагать техническими средствами и специальным программным обеспечением по мониторингу криптовалютных транзакций, например, как аналитическая платформа «ШАРД».

Установлены требования к уставному капиталу, программному обеспечению, информационной безопасности и деловой репутации руководителей и владельцев криптокомпаний. Отдельное внимание также уделяется рекламе криптоуслуг, которая не должна содержать неоправданных обещаний инвестиционного дохода, может содержать только факты и быть понятной и доступной для потребителя.

Для осуществления майнинга специального разрешения или лицензии не предусмотрено. Тем не менее, так как майнинг может осуществляться только резидентом ПВТ, то при получении этого статуса необходимо предоставить ряд данных о вашей компании и ее будущей деятельности, в том числе:

  • описание программного обеспечения, которое будет использоваться для майнинга;
  • какие криптовалюты будут добываться и предполагаемый объем добычи;
  • описание источников электроэнергии, которые планируется использовать.

Отдельные требования установлены и для ICO, которые включают обязанность обеспечить оценку (аудит) смарт-контракта, с использованием которого токены будут создаваться или размещаться, и который был разработан без участия резидента ПВТ. Аналитики ШАРД отмечают, что это очень важное требование, так как все чаще встречаются случаи мошенничества, когда организатор скама изначально закладывает в смарт-контракт ограничения на вывод средств пользователей.

Полученные в результате майнинга монеты компания имеет право отчуждать только через резидентов ПВТ, которые осуществляют деятельность операторов криптоплатформы и обмена криптовалют. Кстати, похожее требование установлено и для майнинговых компаний в Узбекистане, о правовом режиме криптовалют которого мы ранее уже писали.

Регулируется криптовалютная деятельность в стране Администрацией ПВТ, Национальным банком Республики Беларусь и Комитетом по финансовому мониторингу.

Несмотря на то, что нормативная база страны полностью соответствует международным стандартам и создает благоприятные условия для развития бизнеса, с 2017 года в ПВТ появилось не так уж и много резидентов, осуществляющих деятельность, связанную с криптовалютами. Возможно, потому что за международные компании Беларусь вынуждена конкурировать с Казахстаном, Узбекистаном и, возможно, Турцией, где индустрия криптовалют очень активно развивается в последнее время. Посмотрим, что будет дальше, особенно в свете ограничений, которые наложены западными странами на Россию и Беларусь.