О регулировании криптовалют в Узбекистане

#Узбекистан #ШАРД #новости #крипторегулирование #крипто
Views172

О регулировании криптовалют в Узбекистане

В Узбекистане давно задумывались о необходимости создания простых и понятных правовых рамок оборота криптоактивов. Первый указ президента республики, регламентирующий деятельность криптовалютных бирж на территории страны «О мерах по организации деятельности крипто-бирж в Республике Узбекистан» был принят еще в сентябре 2018 года. Указ устанавливал, что лицензия на осуществление деятельности крипто-бирж выдается исключительно иностранным юридическим лицам, открывшим дочернюю компанию на территории Узбекистана.

В 2019 году в стране открылась первая криптовалютная биржа – Uznex, дочерняя компания корейской технологической группы Kobea. Иных форм организации бизнеса в сфере оборота крипто-активов законодательство не предусматривало, так же как и не было создано эффективных механизмов контроля за оказанием подобных услуг без лицензии. Видимо, в связи с этими обстоятельствами, Uznex так и осталась единственной лицензированной криптовалютной биржей в стране.

В 2022 году, видимо проанализировав неутешительные результаты развития легального криптобизнеса в стране и изучив рекомендации международных организаций, таких как ООН и МВФ, власти решили полностью переформатировать правовое поле в сфере оборота криптовалют, сделав его соответствующим современным реалиям, а саму отрасль - привлекательной для иностранных инвестиций.

Были полностью переработаны нормативные акты, регулирующие деятельность компаний, оказывающих услуги в сфере оборота криптоактивов. Если изначально предполагалось, что операции с криптовалютами могут совершаться исключительно на биржах, теперь в законодательстве появилось определение майнинга, а также других криптосервисов, таких как майнинг-пул, крипто-магазин и крипто-депозитарий.

В августе власти запретили рекламу нелицензированных площадок, а также закрыли к ним доступ в сети Интернет. Реклама легальных участников рынка также была регламентирована в духе строгих ограничений, рекомендуемых международными регуляторами. Так, реклама обязательно должна содержать предупреждение о рисках операций с криптовалютами, не должна содержать информации о каких-либо бонусах и скидках, а также было запрещено давать какие-либо гарантии прибыли от вложений в криптовалюту.

Вся деятельность в сфере оборота криптовалют должна лицензироваться. Лицензию может получить только компания-резидент Республики Узбекистан, а одно из основных требований лицензии – расположение серверной инфраструктуры на территории страны. Для крипто-бирж также установлены требования к минимальному уставному капиталу в размере более 100.000 долларов США. По закону срок выдачи лицензии – 3 дня, а срок ее действия не ограничен.

Во всех нормативных актах особое внимание уделяется вопросам противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Все криптокомпании должны соблюдать национальные требования ПОД/ФТ, применять собственные политики по снижению риска отмывания денег и проводить процедуры KYC. В стране установлен прямой запрет на операции с анонимными криптоактивами.

В июле вышел в свет приказ надзорного органа, Национального агентства перспективных проектов (НАПП), регулирующий майнинг. Из особенностей правового регулирования данной деятельности можно выделить тот факт, что майнинг может осуществляться исключительно юридическим лицом с использованием электроэнергии, произведенной солнечной фотоэлектрической станцией, то есть от солнечных батарей. Необходимо отметить, что с солнцем в Узбекистане нет проблем в любое время года. Также регулятор установил, что крипто-активы, полученные в качестве дохода в результате майнинга, не являются объектами налогообложения и не включаются в налогооблагаемую базу.

Налогообложение все же присутствует и осуществляется в форме ежемесячных взносов, которые компании должны платить в бюджет. Величина взносов зависит от категории провайдера услуг:

  • криптовалютные биржи - $11 000;
  • майнинговые пулы – $2700;
  • криптовалютные магазины – $600;
  • кастодиальные сервисы – $130.

Неуплата взноса даже за один месяц может явиться основанием для прекращения действия лицензии, а 20% от собранных средств пойдет в фонд надзорного органа – НАПП.

Как и во многих странах, несмотря на легализацию оборота криптовалюты, ее использование в качестве платежного средства будет запрещено. К концу года все правовые механизмы должны в полной мере заработать и с 1 января 2023 года все сделки с криптоактивами в Узбекистане легально можно будет осуществлять исключительно через лицензированные сервисы.

НАПП также может устанавливать специальный режим регуляторной песочницы, в рамках которого компании могут осуществлять пилотные проекты в области криптовалют. Участники таких «песочниц» освобождаются от всех налогов и взносов, кроме таможенных сборов, за ввозимое оборудование или комплектующие.

Подводя итог, можно сделать вывод, что Узбекистан, очевидно, изучив лучшие мировые практики создал крепкую нормативно-правовую базу, которая позволит стране занять место в мировой индустрии криптоактивов. В связи с тем, что в восьмой пакет санкций ЕС против России включен запрет на оказание любых услуг криптовалютными компаниями Европы россиянам, возможно именно компании Узбекистана смогут занять этот рынок в условиях отсутствия регулирования данной деятельности в самой России.

Команда ШАРД