Регулирование и инвестиции
Председатель Комитета ГосДумы по финансовым рынкам А. Аксаков на этой неделе снова пообещал, что летом (а именно – в июле) законодатели одобрят серию законов о регулировании криптовалюты: о майнинге, об использовании криптовалюты во внешнеторговой деятельности, о внесении соответствующих изменений в Налоговый кодекс и, конечно, об ответственности за нарушения в сфере ее оборота.
Комментировать содержание законодательных инициатив пока рано, но оценить их возможное влияние на бизнес приблизительно можно. Особенно, с учетом принятия в Европе первого в мире комплексного законодательства MiCA и, наоборот, нестабильности в правовом поле США.
Для ЕС принятие общего для всего Блока законодательства событие знаковое. Во-первых, потому что Европа наравне с США - крупнейшая криптоэкономика в мире, а оценка объема ежегодно совершаемых криптотранзакций варьируется от полутора до двух триллионов долларов. Более того, во многих странах Союза, например, в Финляндии, Эстонии, Швеции, Испании и других, криптовалюты могут использоваться как средство платежа при покупке услуг и товаров. Это касается, как децентрализованных криптовалют, таких как Биткоин, так и стейблкоинов.
При этом в вопросе легализации криптовалют Европа далеко не впереди планеты всей, так как та же Канада или некоторые страны Латинской Америки, да и те же США также имеют вполне пригодные для использования криптовалют условия.
Но не всегда возможность использовать криптовалюты предполагает, что это не несет никаких рисков для всех участников процесса. Для бизнеса риски зачастую высоки, а сама «дозволенность» в принятии криптовалют не всегда означает, что то, что позволено простым потребителям, также допускается и для компаний, особенно тех, которые этим потребителям криптовалютные услуги и предоставляют. Сальвадор, где криптовалюта приравнена к доллару США, пока один, хотя на подходе еще Коста-Рика и, возможно, Лихтенштейн.
Важно отметить, что принятый закон MiCA не либерализует использование криптовалют, а, наоборот, ужесточает. Закон содержит очень много ограничений для криптокомпаний в сфере защиты прав потребителей, устанавливает жесткие, а порой и жесточайшие требования к эмитентам токенов и даже позволяет в ряде случае запрещать их обращение в странах блока при наличии угрозы для финансовой стабильности. Прямо сейчас, кстати, обсуждается новый законопроект, наделяющий центробанки стран-членов правом ограничивать хождение «платежных» стейблкоинов в пределах национальных государств. И все это дополняется жесткими требованиями контроля за операциями и обязанностью сообщать в финансовую разведку о транзакциях на «холодные» кошельки стоимостью выше 1000 Евро.
При этом именно Европа вышла на первое место по объемам вливаний венчурного капитала в криптостартапы в 2023 году.
Общий объем инвестиций составил рекордные $5.7 млрд и продолжает увеличиваться. Особенно это заметно на фоне падения аналогичного показателя в США, откуда планируется исход крипто-гигантов. Полный или частичный «переезд» на фоне давления со стороны регуляторов уже анонсировали Coinbase, Kraken, Binance. Когда-то значимая для рынка Bittrex подала заявление о банкротстве, сопроводив его комментарием «о невозможности работать в США» из-за правовой неопределенности.
Очевидно, что инвесторов привлекает не вседозволенность, а определенность. В связи с чем страны, где есть эта неопределенность, проигрывают тем, где власти ее уже устранили.
Европа становится предпочтительнее более либеральным Штатам, так как «либеральность» для каждой конкретной компании может закончиться с получением Wells Notice (уведомление американского регулятора о выявленных нарушениях).
Binance и Coinbase смотрят в сторону Великобритании, где так же нормативные рамки уже выстроены. Не такие всеобъемлющие, но понятные. На подходе закон о стейблкоинах, ужесточение закона о рекламе криптоуслуг и пакет актов о контроле за криптотранзакциями.
Параллельно, также исключительно благодаря новому регулированию, обороты набирает Гонконг и ОАЭ. Перерабатывают правила для лучшего управления рисками Южная Корея, Япония и Австралия. А Канада давно считается одной из наиболее crypto-friendly стран. Во всех смыслах.
Поэтому главный вопрос для России теперь уже не «Когда будет принято законодательство?», а «Насколько оно будет соответствовать нашим реалиям?». Позволят ли новые правовые рамки создать и поддерживать экосистему российской криптоэкономики или нет. Если нет, то и вопрос использования криптовалют для решения важных для государства задач их использования во внешней торговле так и останется открытым.