Регулирование криптовалют в США – оно есть или его нет?

#ШАРД #крипторегулирование #NFT #RFIA #США #криптоактив #ЦФА #криптовалюта #Binance #SEC #CFTC #Warren #DAAMLA #ФАТФ
613

Регулирование криптовалют в США – оно есть или его нет?

Что общего между котом Шредингера и законами, регулирующими операции с криптовалютами и деятельность криптокомпаний в США? Они есть и их нет одновременно.

В России регулирования скорее нет, чем оно есть и действует принцип «что не запрещено – то разрешено». В Штатах всё сложнее, а недопонимание их национальных регуляторов и криптобизнеса ощущается по всему миру волатильностью на рынках криптовалют и неуверенностью в светлом будущем крупнейших криптоплощадок.

Эксперты гадают, когда биткоин станет защитным активом, но этого никогда не случится, если в США, которые являются мировым лидером по количеству ФинТех и криптовалютных стартапов, не будет универсальных правовых рамок. Именно США пока еще крупнейшая экономика мира и страна с наибольшим политическим весом, а ее законодательство и правоохранительные органы эффективно работают за пределами своих границ.

Что происходит?

Последнее время американские финансовые регуляторы SEC и CFTC продолжают усиливать давление на глобальные компании, в связи с чем рынок страны уже планируют покинуть такие гиганты как Coinbase и Bittrex. Kraken закрыл для американцев все инвестиционные продукты, а Binance находится под беспрецедентным административным прессингом, который в любой момент может перейти в уголовно-правовую плоскость.

При этом, глобальные рынки пристально следят за всеми новостями из американских залов суда. Так, BTC упал почти на 5% на недавних слухах об ордере на арест CEO Binance Чанпэн Чжао, а XRP, наоборот, растет, опять же, на слухах о возможной победе Ripple в споре с SEC о признании токена ценной бумагой.

Причина – отсутствие внятного регулирования. Нельзя сказать, что в США правовая анархия, вовсе нет. В стране прецедентная система права, а там, где нет закона, есть решение суда, принцип аналогии права или требования лицензирующих органов (часто различающиеся в зависимости от штата).

Агентство по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN), ответственное за борьбу с отмыванием денег, еще в 2013 году озвучило позицию, что криптовалюты являются аналогом фиатных денег и должны регулироваться соответствующим образом. В соответствии с установленными FinCEN правилами, все криптобиржи и обменники обязаны зарегистрироваться как поставщики финансовых услуг (MSB) и выполнять требования в сфере противодействия отмыванию преступных доходов, и финансированию терроризма, такие как KYC, и «правило путешествий» ФАТФ (FATF Travel rule).

Сама криптовалюта в стране фактически получила признание еще в 2014 году, когда Налоговое управление США (IRS) выпустило уведомление (Notice 2014-21), где впервые были зафиксированы правила налогообложения операций с криптовалютой, которые продолжают эволюционировать и сегодня.

Так в чем же тогда проблема?

В том, что криптовалюты различаются не только технологически, но и способами обеспечения их ценности. В связи с этим ведущие рыночные регуляторы США – Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) и Комиссия по торговле товарными фьючерсами (CFTC) пытаются, как говорится, на кошках разобраться, что есть что. То есть создать судебный прецедент, позволяющий руководствоваться их позицией и в отсутствии комплексного регулирования применять уже имеющиеся правила.

Так, Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) воспринимает криптовалюты как ценные бумаги, что автоматически относит их к акциям и иным инструментам фондового рынка. Комиссия по торговле товарными фьючерсами (CFTC) определяет виртуальные валюты как товар, а производные финансовые инструменты, популярные на криптобиржах, вроде фьючерсов, как товарные деривативы. К участникам фондового и товарных рынков предъявляются свои, жесткие правила. Binance, Tron, Ripple, Bixby и другие компании, которые в настоящий момент защищаются от нападок американских регуляторов, как раз и обвиняются в организации незаконной биржевой торговли.

Чтобы положить конец неопределенности, которая грозит потерей США статуса ведущей криптоюрисдикции, в Сенат с завидной периодичностью вносятся законопроекты, призванные урегулировать криптоотрасль. Как и в ЕС, где законопроект MiCA уже утвержден и ожидает финального голосования в Европарламенте, американские законодатели понимают, что конкуренты не дремлют, а азиатские юрисдикции, такие как Гонконг и Сингапур, скоро перетянут крупных игроков индустрии, а за ними потянутся и все остальные. Поэтому что-то делать надо, и попытки что-то сделать предпринимаются.

Закон «Об ответственных финансовых инновациях» (Responsible Financial Innovation Act)

Двухпартийный законопроект, который является главным претендентом на установление универсальных правил, внесен в начале июня 2022 года сенаторами США Синтией Луммиси и Кирстен Галлибранд.

Авторы законопроекта признают, что отсутствие четких определений в сфере регулирования цифровых активов является одной из насущных проблем США и дают юридическое определение таким уже известным сущностям, как виртуальная валюта, стейблкоины, смарт-контракты и т.д.

Также сенаторы вводят термин «Вспомогательный актив» (Ancillary asset), под которым понимается не полностью децентрализованный нематериальный взаимозаменяемый актив, который продается по схеме, представляющей собой инвестиционный договор, однако не предоставляющей права в хозяйственном субъекте, аналогичные долговым обязательствам или акциям, включая право на прибыль от деятельности организации.

К подобным активам можно отнести токены популярных блокчейн-проектов типа Solana, а также большинство криптовалют. Данное определение включено для того, чтобы четко провести различия между цифровыми активами и ценными бумагами и дать регулирующим органами и потребителям понимание того, какие требования распространяются на тот или иной актив.

Как следствие, законопроект предоставляет Комиссии по торговле товарными фьючерсами эксклюзивное право на осуществление регулирования оборота цифровых активов, не являющихся ценными бумагами, включая вспомогательные активы. Также CFTC разрешается взимать определенную комиссию с пользователей, осуществляющих обмен цифровыми активами, для покрытия расходов Комиссии на выполнение обязанностей регулятора.

Законопроект содержит обширные требования для провайдеров услуг виртуальных активов. Так, определено, что некоторые децентрализованные автономные организации (DAO) должны являться субъектом налогового законодательства, в связи с чем могут рассматриваться как коммерческие организации и должны быть учреждены в соответствии с законодательством США или иностранной юрисдикции.

Отдельное внимание уделено компаниям, осуществляющим эмиссию стейблкоинов. Определено, что все эмитенты платежных стейблкоинов должны поддерживать высококачественные ликвидные активы на уровне 100% от номинальной стоимости всех находящихся в обращении стейблкоинов, предоставлять публичную информацию об активах, поддерживающих их стоимость, а также иметь возможность выкупить все непогашенные платежные стейблкоины по номиналу в качестве законного платежного средства.

В дополнение к перечисленному, предлагаемый сенаторами акт затрагивает различные аспекты оборота цифровых активов, в том числе технические, содержащие необходимость разработки специальных мер в сфере информационной безопасности, отдельно выделяя риски использования цифрового Юаня. Законопроект содержит разделы, касающиеся защиты прав потребителя и вопросов влияния майнинга на окружающую среду.

Законопроект представляет собой важный шаг в развитии криптовалютного регулирования и может послужит ориентиром для будущего законодательства не только в США, но и в других странах. Но его принятие, изначально планируемое в конце 2022 года, все еще откладывается из-за задержек в работе профильных комитетов Конгресса. Всё как у нас.

Закон «О стейблкоинах» (Stablecoin Trust Act)

Поступил в Сенат в июле 2022 года и также находится в стадии рассмотрения без четких сроков финального голосования. Слушания по закону, как и в предыдущем случае, откладывались сначала на конец 2022 года, а теперь на лето 2023.

Задержки связаны с изменениями, включить которые в текст законопроекта требует Министерство финансов США и которые направлены на более строгие меры по защите прав потребителей.

Законопроект позволит небанковским организациям выпускать стейблкоины и запретит их эмиссию нефинансовым организациям. Несмотря на то, что стоимость стейблкоина должна быть неразрывно связана с традиционной валютой, крах экосистемы Terra/LUNA значительно повлиял на законотворческую деятельность в этой области.

В отличие от предыдущего законопроекта, который имеет более общий характер, данный закон нацелен на регулирование эмиссии стейблкоинов в США и гарантии американским гражданам, которые должны давать эмитенты.

Также задержки вызваны необходимостью синхронизировать текст законопроекта с законом «Об ответственных финансовых инновациях», который также динамично изменяется.

Законопроект «О борьбе с отмыванием денег с помощью цифровых активов» Digital Asset Anti-Money Laundering Act

Двухпартийный законопроект, предложенный 14 декабря 2022 года сенатором крипто-хейтером Элизабет Уоррен и просто сенатором Роджером Маршаллом. Сенаторы уверены, что в криптовалюте усиленными темпами отмываются деньги. При этом, санкционная повестка в законопроекте приравнена к проблеме отмывания денег, хотя глобальный антиотмывочный регулятор ФАТФ пока что признает только санкции, наложенные в рамках мандата ООН.

Предлагаемый законопроект обязует финансовые учреждения по всему миру подавать отчет в отношении граждан США, если они совершали транзакции с цифровыми активами на сумму более $10000 через счета за пределами США. Видимо, предлагаются механизмы, аналогичные налоговому закону FATCA, который обязывает банки сообщать обо всех обслуживаемых клиентах – гражданах США в американскую налоговую службу (IRS).

Также закон повторяет уже традиционные мантры про обязательное исполнение провайдерами услуг виртуальных активов требований к идентификации и верификации клиентов, фактически закрепляя в законе уж имеющиеся требования финансовой разведки США (FinCEN).

Сама FinCEN наделяется полномочиями проверять криптокомпании на исполнение требований в сфере ПОД/ФТ/санкций и получать от них в автоматическом режиме сообщения о переводах пользователей с криптобирж на «холодные кошельки». Также вводится запрет на совершение транзакций с криптомиксерами, такими как Tornado Cash и инструментами, предназначенными для сокрытия происхождения средств, а также монетами с повышенной конфиденциальностью.

Также полномочия по контролю за крипторынком предлагается передать (в части традиционных секторов контроля) Минфину, CFTC, SEC и IRS.

Особенностью законопроекта является требование к разработчикам программного обеспечения в сфере управления криптоактивов, а также к майнерам и валидаторам получать лицензию на перевод денег. Кстати говоря, именно из-за этого предложения законопроект забуксовал в самом начале своего пути.

Таким образом, ближе всего к принятию находится законопроект «Об ответственных финансовых инновациях», голосование по которому ожидалось еще в конце ушедшего года. Возможно, что он откладывается и по политическим причинам, так как после краха FTX растет глобальное доминирование Binance, уже достигшее почти 60%.

В условиях определенной правовой неясности проще применять регуляторные санкции под видом защиты простых потребителей и добиться полного сотрудничества компании. Особенно, с учетом того, что в отношении Binance и других крупных криптобирж, расположенных за пределами США, периодически появляются сообщения об их лояльности к российским и иранским клиентам или менее ярому, чем у европейских конкурентов, следованию санкционной повестки.

С другой стороны, многомиллионные штрафы и риски уголовного преследования плохо сказываются на привлекательности США для развития криптобизнеса и старта новых проектов. Законодатели уже начинают это понимать, в связи с чем, можно рассчитывать и на ускорение работы по принятию законодательной базы.

Команда ШАРД