Центральноафриканская Республика 27 апреля 2022 года признала биткоин в качестве национальной валюты наравне с франком КФА. Сальвадор решился на подобный шаг на полгода раньше, узаконив биткоин как национальное средство платежа в сентябре 2021 года. А в сентябре 2022 года о том же задумалась и Коста-Рика, хотя пока до дела так и не дошло. Что же стало причиной проведения подобных экономических экспериментов в этих странах и к чему они могут привести?
Сальвадор
По данным Всемирного банка, в 2022 году Сальвадор занимал 102 место в мире по объему ВВП. Экономика страны крайне сильно зависима от денежных переводов граждан, работающих за границей, прежде всего в США, на долю которых приходится около пятой части ВВП страны. Последние годы объемы финансовых поступлений от граждан, работающих за рубежом достигли $6 млрд, в связи с чем возникла проблема высоких комиссий, которые взымают американские банки и платежные системы за осуществление денежных переводов.
Комиссия в блокчейне Биткоин намного ниже, что делает выгодным использование криптовалюты для трансграничных операций. По крайней мере, именно данный факт был обозначен президентом Сальвадора Найиб Букеле как одну из причин признания Биткоин в качестве национальной валюты. Еще одна причина – низкая доступность финансовых услуг для населения, тогда как криптовалюта не нуждается в традиционной банковской инфраструктуре.
Необходимо отметить, что Сальвадор с 2001 года не имеет собственной национальной валюты. В 90х годах страна столкнулась с крайне высокой инфляцией, достигшей 28% и в 1994 году правительство привязала национальную валюту – Колон к доллару США. В 2001 году Колон был заменен на доллар и полностью выведен из обращения в 2003 году. В результате, правительство Сальвадора побороло инфляцию, полностью отказавшись от собственной монетарной политики.
В стране, где уже давно отсутствует национальная валюта, вероятно, было намного проще принять решение о начале использования Биткоина в качестве средства платежа, в отличие от стран, проводящих эмиссию собственных денег.
Для популяризации Биткоин-платежей и повышения их безопасности в стране запустили национальный криптокошелек Chivo Wallet, который позволяет расплачиваться в магазинах и совершать различные платежи, в том числе в пользу государства. Однако, согласно результатам опроса, проведенного в марте 2022 года Торгово-промышленно палатой Сальвадора, 91,7% предпринимателей никак не отметили какого-либо положительного влияния на их бизнес принятия биткоина в качестве национальной валюты, а 86% сообщили, что никогда так и не использовали криптовалюту для расчетов.
Ситуация не сильно изменилась и по прошествии двух лет с этого судьбоносного для страны решения. Менее трети населения страны готовы использовать биткоин для повседневных трат, а реально его использует около 3% населения. Большинство же жителей страны всегда предпочтут бумажный американский доллар.
Международный валютный фонд также отметил риски использования криптовалюты в незаконных целях и выразил обеспокоенность финансовой стабильностью экономики Сальвадора в связи с высокой волатильностью криптовалюты. Опасения не лишены оснований, так как внешний долг Сальвадора составляет около $1 млрд. При этом, около половины купленной Сальвадором криптовалюты приобреталось в 2021 году по цене около $58000 за монету, а убытки страны из-за падения ее курса составили более $60 млн.
За два года, прошедшие с признания биткоин официальным средством платежа, на улицах городов установили криптоматы, с населением провели разъяснительную работу, легализовали майнинг и создали режим лицензирования криптобирж, но значительных успехов его внедрения так и не добились. Правительство отчитывается о росте туризма, а население предпочитает доллары. Хотя, возможно, отсутствие значимых результатов связано с неудачным временем старта программы прямо накануне начала «криптозимы», из-за чего не только бюджет Сальвадора, но и поверившие в биткоин граждане недосчитались своих накоплений. Впрочем, экономического коллапса в стране также не произошло, а ее финансовая система не рухнула, несмотря на подобные предсказания некоторых экспертов.
ЦАР
Центральноафриканская Республика является одной из беднейших стран мира, занимая 188-е место в рейтинге индекса человеческого развития ООН с размером ВВП на душу населения менее чем в 1000 долларов США. Богатое полезными ископаемыми государство оказалось в плачевной экономической ситуации из-за затянувшейся гражданской войны, которая опустошила большую часть страны. Правительству даже пришлось вербовать наемников для помощи в борьбе с повстанцами и сейчас кажется, что технологические барьеры на пути распространения криптовалют в ЦАР просто огромны.
Как и в Сальвадоре, в ЦАР не имеется собственной национальной валюты. Франк КФА, установленный Францией в качестве колониальной валюты в 1945 году, продолжает использоваться как странами Экономического сообщества стран Центральной Африки (ЭКОЦАС), так и государствами Западной Африки, объединившимися в Западноафриканский экономический и валютный союз (ЗАЭВС). Франк КФА, который привязан к Евро и конвертируемость которого гарантируется французским правительством, в целом обеспечивает макроэкономическую стабильность и низкую инфляцию в использующих его странах. Однако есть в регионе и те, кто считает, что зависимость франка КФА от денежной системы Франции является пережитком прошлого, т.к. Франция по-прежнему имеет большое влияние на свои бывшие колонии, денежная политика которых не может стать полностью самостоятельной.
Банк центральноафриканских государств, который и осуществляет эмиссию франка КФА, незадолго до признания ЦАР биткоин валютой, объявил о планах по разработке собственной цифровой валюты для использования среди государств-членов. В связи с этим решение ЦАР узаконить Биткоин как национальную валюту многим показалось довольно противоречивым и даже противоречащим региональной денежно-кредитной политике.
Сразу после объявления президентом ЦАР этой новости, Банк центральноафриканских государств выпустил заявление, где указал на «незаконность» данного решения и его противоречие принципам региональной группы. В письме на имя министра финансов ЦАР Эрве Ндоба, говорится о «существенном негативном влиянии», которое использование страной криптовалюты может оказать на Союз Центральноафриканских государств. Неудивительно, что Международный валютный фонд (МВФ) также назвал это решение вызывающим озабоченность.
Руководство ЦАР, помимо утверждения Биткоина национальной валютой, также решило запустить и собственную криптовалюту Sango Coin, которая также была признана официальным платежным средством. По словам президента ЦАР, Sango Coin обеспечен природными ресурсами страны — алмазами и нефтью. Видимо из-за слабого роуд-шоу или общей ситуации в экономике, продажа Sango Coin вызвала вялую реакцию инвесторов, а ее листинга на крупных биржах так и не случилось.
Реализацию политики «биткоинизации» также не продолжили. В отличие от Сальвадора, где президент является настоящим биткоин-адептом, в Центральноафриканской республике дальше прогремевших на весь мир заявлений дело не сильно пошло. Сказалась и пресловутая «криптозима», и низкая (ниже 15%) доступность интернета среди населения, где доступ к смартфонам имеют только жители городов, в первую очередь, столицы страны.
Коста-Рика
В Коста-Рике, которая одно время занимала первое место в мире по уровню счастья населения, в отличие от Сальвадора и ЦАР, есть собственная валюта – Колон, который, впрочем, жестко привязан к доллару США. При этом, в безналичных расчетах доллар активно используется и внутри страны, можно сказать, являясь второй национальной валютой государства.
Несмотря на то, что в стране все еще нет регулирования криптовалют, местные законодатели в октябре 2022 года решили признать биткоин законным средством платежа для его использования в торговых операциях. Правда, в законопроекте не говорилось о необходимости приравнять его с национальной валютой, а только лишь создать легальные возможности использовать его для оплаты товаров и услуг, когда на это согласны все стороны сделки.
Тем не менее, до настоящего момента законопроект так и не был принят, хотя отказаться от этой идеи в стране не планируют, а криптовалюты давно вошли в повседневную торговлю и ими уже можно расплатиться в некоторых магазинах. В данном случае действует принцип «что не запрещено – то разрешено».
По пути Сальвадора страна идти не планирует, и данный шаг, очевидно, связан с необходимостью защитить пользователей криптовалют и бизнес, а также урегулировать вопросы уплаты налогов и других обязательных платежей. Так что, судя по всему, Сальвадор и ЦАР еще некоторое время будут пионерами в проведении этого экономического эксперимента, результаты которого станут понятны через несколько лет.