Цифровые валюты центральных банков
Цифровые валюты центральных банков
Как мы уже писали в обзоре законопроектов о цифровом рубле, исследования цифровой валюты центрального банка ведут более сотни стран, включая все крупнейшие экономики мира.
Китай
Китай, запретивший в конце 2021 года любые операции с криптовалютой, практически одновременно, с 13 декабря того же года, запустил пилот цифрового юаня (e-CNY) для осуществления налоговых платежей, а с 2022 года пилот был распространен и на торговые операции на территории всей страны (в отдельных регионах тестирование цифрового юаня проводилось с апреля 2020 года).
Согласно выпущенному на этой неделе отчету Народного Банка Китая, на конец прошлого года в обращении находилось 13,61 млрд e-CNY ($2 млрд), что составляет 0,13% от всей денежной массы, находящейся в обращении в стране. НБК также отмечает в отчете, что с начала обращения цифрового юаня никаких заметных изменений в росте денежной массы не происходило и ажиотажного спроса на цифровую валюту со стороны населения замечено не было.
Несмотря на то, что цифровой юань активно продвигается государством путем различных мероприятий по стимулированию его использования, вроде лотерей и розыгрышей денежных призов, среди населения он не пользуется популярностью. Не помогли даже зимние Олимпийские игры 2022 года в Пекине, во время которых специально была развернута инфраструктура для розничного использования цифровой валюты.
Общая сумма транзакций в e-CNY по состоянию на октябрь 2022 года оценивалась НБК всего в $14 млрд. за все время с момента запуска, что ничтожно мало для страны, где подавляющее большинство розничных операций совершается в безналичной форме.
Внедрение цифрового юаня является частью политики Китая по повышению прозрачности финансовых операций граждан. В стране крайне высок уровень проникновения финансовых технологий, но наиболее распространены частные платежные системы от WeBank (WeChatPay) и MyBank (AliPay). Цифровой юань, таким образом, является попыткой государства перевести розничные платежи в полностью контролируемый государством контур, что очевидно, гражданам не по вкусу.
В сентябре 2022 года НБК объявил о планах расширения развертывания e-CNY в провинциях Гуандун, Цзянсу, Хэбэй и Сычуань. Однако, пока что, ни центральный банк, ни другие компетентные органы не представили никакой стратегии распространения CBDC на все полтора миллиарда жителей страны.
Индия
Резервный банк Индии еще в октябре 2022 года выпустил концептуальную записку по разрабатываемой им цифровой валюте, а пилотный проект в банковском секторе («оптовая» цифровая рупия - e₹-W) начался с 1 ноября. В декабре с отдельными банками и ритейлерами начался и пилот «розничной» цифровой рупии (e₹-R).
Ожидается, что использование национальной цифровой валюты в обеих ее формах сделает межбанковский рынок более эффективным за счет снижения транзакционных издержек и снижения роли банков-посредников. «Оптовая» рупия призвана упростить совершение межбанковских операций, а розничная предложит пользователям такие же свойства наличных денег, как надежность хранения, прямую передачу от человека к человеку и моментальность расчетов. Как и наличные деньги, CBDC не будет приносить никаких процентов и может быть конвертирована в другие формы денег, например – банковские депозиты.
За кадром также остается заинтересованность государства во внедрении CBDC как мощного инструмента снижения уровня теневой экономики. В Индии, где объем теневых финансов традиционно высок, государство планомерно предпринимает все новые и новые попытки «обеления» экономики.
Первый радикальный шаг был предпринят в 2016 году при проведении денежной реформы, в результате которой были принудительно изъяты из наличного оборота и заменены крупные купюры. На конец 2016 года теневой сектор индийской экономики составлял по некоторым оценкам около $450 млрд или 20 % от ВВП страны. Теневой оборот наличных средств рассматривался правительством как основной способ уклонения от налогов, и реформа стала попыткой вывести эти средства в «белый» оборот.
Однако, именно после проведения денежной реформы в стране начался бум использования криптовалют. Как и в России, в Индии все еще нет их комплексного регулирования, хотя действует специальный режим налогообложения криптовалютных операций, есть легальные биржи, а страна занимает четвертое место в мире по количеству пользователей криптовалюты.
Очевидно, что внедрение CBDC является очередным шагом по снижению популярности наличности и повышению контроля государства за операциями граждан.
Нигерия
Нигерия стала второй страной в мире, внедрившей CBDC, после Багамских островов. Цифровая валюта страны называется eNaira, а пилотный проект был запущен Центральным Банком Нигерии в октябре 2021 года.
Примечательно, что до запуска eNaira, ЦБ активно пытался предотвратить использование населением криптовалюты, заставляя банки выявлять и закрывать все счета, на которых проводились операции по ее покупке или продаже. Население Нигерии составляет около 200 миллионов человек, и это крупнейшая экономика в Африке с ВВП превышающим $400 млрд. При этом, по оценкам ЦБ, около 40% населения вообще не имеют банковских счетов и пользуются исключительно наличными. Таким образом, как и в Индии, с помощью eNaira регулятор пытается перевести население на безналичные расчеты.
Согласно опубликованному отчету о внедрении eNaira, через год после запуска цифровой валюты она использовалась для проведения транзакций на сумму около $9,3 млн, а приложение eNaira было загружено 840 000 раз и в настоящее время обеспечивает доступ к более чем 270 000 активным кошелькам.
В ноябре 2022 года начался новый этап внедрения цифровой валюты, когда, не имеющие банковских счетов нигерийцы, получили возможность открыть кошелек eNaira с помощью обычного мобильного телефона. А в декабре ЦБ Нигерии ввел ограничения на снятие наличных, чтобы еще больше простимулировать население к использованию безналичных расчетов.
Кроме этого, власти страны пытаются привлечь пользователей в цифровую валюту и различными бонусами, в том числе, через систему скидок на такси и общественный транспорт.
Тем не менее, пока цифровой валютой пользуются не более 0,5% нигерийцев, а страна находится на 11 месте по количеству жителей, имеющих криптовалюту, даже несмотря на ее запрет со стороны регулятора. По различным оценкам, количество пользователей криптовалют в стране варьируется от 27% до 50%, действуют криптовалютные биржи и обменники, такие как Busha.
Багамские острова
Багамский «Песочный доллар» (Sand dollar), запущенный в октябре 2020 года, стал первой реально функционирующей цифровой валютой центрального банка в мире. Цифровой кошелек пользователи открывают непосредственно на платформе ЦБ, а доступ к нему осуществляется через мобильное приложение в обход банка-посредника.
Как и в случае с Нигерией, одной из ключевых целей внедрения CBDC была финансовая доступность - страна представляет собой архипелаг, где около 20 процентов населения не имеет банковских счетов, особенно на некоторых отдаленных островах. Частые тропические штормы, которые вызывают разрушения и нарушают работу финансовой системы, также внесли свой вклад в решение ЦБ по созданию национальной цифровой валюты. Например, прошедший в 2019 году ураган Дориан оставил без электричества многие отделения банков, в результате чего тысячи людей не могли получить доступ к своим деньгам в течение длительного времени.
Однако, как и в Китае и Нигерии, CBDC не пользуется особой популярностью у местного населения. Расплачиваться «Песочными долларами» может быть непросто, потому что почти никто из багамцев их не использует, и очень немногие продавцы принимают их. Несмотря на то, что с момента внедрения цифровой валюты прошло более двух лет, она составляет менее 1% денег, находящихся в обращении на Багамах.
Население, привыкшее использовать наличные, с подозрением относится к деньгам, находящимся непосредственно на счетах Центрального банка, и расчеты в которых характеризуются полной прозрачностью для государства.
Кроме рассмотренных нами стран, пилотные проекты CBDC уже запущены в Канаде, ОАЭ, Саудовской Аравии, Гане и Уругвае, а также в других странах Карибского бассейна. В большинстве случаев цифровая валюта пока используется только в банковском или «оптовом» сегменте, а сам запуск произошел совсем недавно.
Россия, судя по внесенным законопроектам, как и Китай, Индия и Нигерия, преследует цели повышения прозрачности расчетов и снижение доли наличных в обращении. Как цифровая валюта будет принята гражданами и бизнесом, нам предстоит узнать в этом году.