Криптобиржи в мире. Тенденции и риски.
На платформе ШАРД представлен каталог криптообменников и бирж – провайдеров услуг виртуальных активов, если говорить более формально, который на данный момент насчитывает 1200 компаний, работающих как на международном, так и на локальных рынках. Каталог постоянно пополняется новыми фирмами, а те, которые уже есть, периодически приходится помечать как неактивные. Мы проанализировали собранную информацию об активности криптокомпаний с 2020 года и выяснили, что только по нашим данным рынок теряет десятки проектов.
Причины тоже различные, но можно выделить основные – финансовые трудности, регуляторное давление и причины, лежащие в криминальной сфере, такие как мошенничество со стороны сотрудников или владельцев проектов, а также хакерские атаки, ущерб от которых становится фатальным для бизнеса.
Больше всего проектов, о которых мы знаем, закрылось в 2021 году – 86, что вероятно произошло в связи с высокой волатильностью криптовалютного рынка, где провалы сменялись ростом капитализации. Мы уверены, что также сыграл роль и нормативный запрет на криптовалюты в Китае, когда часть криптобирж из Поднебесной либо переехали в другие (чаще всего островные) юрисдикции, либо закрылись, как например Bit-Z или C2CX.
По финансовым причинам, связанным с нерентабельностью, закрывается подавляющее большинство проектов, что не удивительно, так как конкуренция в отрасли очень напряженная. Так, совсем недавно объявила о прекращении деятельности одна из крупнейших в мире P2P площадок LocalBitcoins, работавшая с 2012 года. В последнее время все больше рисков именно у крупных площадок, которые становятся уязвимыми в связи с растущей финансовой зависимостью от других участников рынка, финансовое состояние которых не всегда является удовлетворительным.
В 2022 году крах криптобиржи FTX и инвестиционной компании Alameda Research потянул за собой целую череду банкротств. Непосредственно после закрытия FTX ушли с рынка или объявили о банкротстве такие крупные компании как BlockFi, а на финансовое благополучие FTX и Alameda, ко всему прочему, повлияла их связь с ранее обанкротившимися 3 Arrows Capital и Voyager Digital.
Некоторые площадки не пережили хакерской атаки или же мошенничества со стороны собственных сотрудников. Так, китайская криптовалютная биржа Ноо закрылась в 2021 году после того, как ее активы были украдены одним из ее топ-менеджеров.
В том же 2021 году произошел крах крупной турецкой криптобиржи Thodex, которая на деле оказалась финансовой пирамидой. В августе 2022 году ее основатель Фатих Озер был задержан в Албании. Теперь по турецким законам ему грозит более 40 тыс. лет тюрьмы.
Вероятно, количество крупных международных площадок со временем продолжит уменьшаться, а вся индустрия склонна к консолидации и укрупнению. Особенно в условиях текущей криптозимы. Так, например, только осенью 2022 года Binance приобрела такие крупные региональные биржи, как индонезийскую Tokocrypto и японскую Sakura Exchange, а до своего краха поглощениями активно занималась и FTX, приобретя в 2022 году японскую Liquid (тоже приостановила операции) и канадскую Bitvo.
Сектор криптообмена более стабилен и зависит в большей степени от локального регулирования. Криптобиржи, в основном, ориентированы на широкий рынок целой страны, региона или же работают в глобальном сегменте. Обменник – это в большей степени локальная история, где обороты ниже, комиссии выше, но и у клиента цель быстро купить или продать криптовалюту без лишних сложностей. Обменники процветают и там, где криптовалюта полностью легальна и там, где она находится в серой зоне.
Так, в ЕС практически в каждой стране работают десятки обменников и так называемых криптомагазинов, некоторые чуть ли не со времен появления Биткоина. Они имеют лицензии и разрешения, платят налоги, зачастую работают, как традиционный обмен валют на улице, принимая наличность. В России, где статус подобных услуг законодательно не урегулирован, их тоже насчитываются сотни. И многие также работают открыто, имея представительства в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Сочи и Краснодар.
Как только создаются более-менее понятные условия – криптообменники сразу же появляются и работают. Это небольшие компании, которые менее подвержены глобальным трендам, был бы локальный спрос на их услуги. Но они сильно зависят от локального регулирования. Совсем недавно, в связи с изменениями регулирования в Казахстане властями были закрыты 4 местных криптообменника, работавшие вне МФЦА, а в отношении их владельцев заведены уголовные дела.
При этом обменники успешно сосуществуют с локальными и глобальными криптобиржами, такими как Binance, Huobi, OKX, не особо страдая от конкуренции с ними, так как у них разная целевая аудитория и задачи. При этом у криптобирж конкуренция в своем сегменте намного выше, как и операционные расходы, а также риски.
Криптобиржи в большей степени несут риски при ужесточении регулирования, а также в большей степени привлекают внимание регуляторов, особенно на фоне таких громких скандалов, как крах американской криптобиржи FTX и последующие за ним банкротства. После краха FTX регуляторы всех без исключения стран озаботились проблемой стабильности криптобирж, качества их активов и их аудита. Сейчас на разной стадии готовности находятся законопроекты в США, Японии, ЕС и других стран, которые ужесточают требования к криптовалютным биржам. Это, в свою очередь, повлечет рост расходов компаний, и не все смогут их себе позволить.