Шард

Предоставление информации криптовалютными биржами

К подготовке материала нас подтолкнули опубликованные некоторыми криптобиржами данные статистики раскрытия информации по запросам регуляторов и правоохранительных органов. Так, Binance проинформировала, что за текущий год ею было подготовлено ответов на более чем 47 000 запросов. Американская криптобиржа Coinbase, по ее заявлению, за тот же период получила 12 320 запросов на предоставление информации от правоохранителей и регуляторов.

При этом Coinbase уточнила, что наибольшее количество запросов поступило от правоохранительных органов США - 5 304, рост по сравнению с предыдущим годом составил 6%. Второе место заняла Великобритания с 1744 запросами. В целом, около 80% всех запросов поступило из США, Великобритании, Германии и Испании. Более 95% всех запросов поступило от правоохранительных органов, связанных с уголовными, а не гражданскими или административными делами.

Общая тенденция – существенный рост числа запросов в текущем году по сравнению с предыдущим, что напрямую свидетельствует о продолжающемся принятии криптовалюты в обществе, активном проведении криптовалютных расследований правоохранительными органами и, к сожалению, продолжающемся использовании криптовалют преступниками. Так, шесть стран увеличили количество запросов более чем на 100%: Испания (+940%), Бельгия (+400%), Италия (+281%), Нидерланды (+163%), Австрия (+141%) и Ирландия (+118%).

Ни для кого не секрет, что банки и другие финансовые организации, хоть и чтут приватность данных клиентов и хранят банковскую тайну, но обязаны предоставлять любую информацию по запросам компетентных органов. Обычно такими компетенциями обладают правоохранительные органы при наличии возбужденного уголовного дела.

Рекомендации ФАТФ также требуют, чтобы финансовая разведка (в России это Росфинмониторинг) имела возможность получать информацию, составляющую банковскую тайну, при проведении расследований фактов отмывания денег и финансирования терроризма.

Аналогично регулированию в традиционных финансах обязанность предоставлять информацию по запросам уполномоченных органов установлена и для криптовалютных бирж и обменников в юрисдикциях, где такая деятельность легализована и лицензируется. В тех же Рекомендациях ФАТФ все компании, оказывающие услуги в сфере цифровых финансов, называются провайдерами услуг виртуальных активов (ПУВА), деятельность которых должна регулироваться.

В тех странах, где, как и в России, нет нормативно-правовой базы, а значит и не определен порядок и форма информобмена, опираться можно только на сложившуюся практику взаимодействия и законы, устанавливающие правила проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Конечно, криптовалютные биржи и обменники для обеспечения гарантий конфиденциальности сведений о платежах и данных клиентов декларируют, что не раскрывают информацию по каждому запросу, изучают каждый кейс индивидуально и, прежде чем предоставить сведения, проверяют достаточность оснований, чтобы удостовериться в соблюдении прав клиентов.

Тем не менее, даже иностранные сервисы, которые не имеют юридической регистрации в России, но активно обслуживают российских клиентов, сотрудничают с компетентными органами страны. Например, в апреле агентство Reuters сообщало, что криптобиржа Binance сотрудничает с Росфинмониторингом и предоставляет информацию по запросу ведомства.

Понятно, что криптовалютные биржи и обменники в России формально не связаны обязательствами по раскрытию информации по запросам правоохранительных органов, однако, как и любой финансовый сервис, они заинтересованы в спокойной работе в стране присутствия. Например, у той же Binance на сайте имеется отдельный раздел для сотрудников правоохранительных органов, с помощью которого можно направлять запросы на предоставление информации.

Как мы видим на примере Binance, механизмы предоставления информации по запросам правоохранителей чаще всего «поставлены на поток». Безусловно, во многом предоставление сведений зависит от формата бизнеса и его юрисдикции. Небольшим обменным сервисам, работающим на внутреннем рынке, гораздо проще оставаться незаметными для регуляторов и правоохранительных органов, чем крупным международным площадкам.

В зависимости от характера и объема запроса биржа может предоставить в том числе данные клиента, его IP-адреса, платежную информацию и, конечно же, сведения о транзакциях в криптовалюте.

Другой вопрос, какой информацией обладает сам сервис. Те компании, которые имеют лицензию в иностранных юрисдикциях, и в России работают, проводят идентификацию в соответствии с международными стандартами (подробно о процедуре KYC Вы можете прочитать в нашем материале). К ним относятся большинство крупных международных площадок, таких как те же Binance и Coinbase. Такие биржи не только проводят идентификацию пользователей, но и обязаны хранить всю информацию как финансовую, так и нефинансовую, включая переписку с клиентами в течение не менее пяти лет. Это также требование Рекомендаций ФАТФ.

Небольшие обменники, работающие только на отечественном рынке, наоборот, KYC не проводят или же проводят формально, собирая только те сведения, которые им необходимы для проведения операции, и чтобы убедиться, что она проводится не в мошеннических целях. Для этих целей, например, просят прислать фотографию кредитной карты на фоне актуальной даты, как гарантию, что обмен проводит именно ее владелец. Даже «серый» сервис не хочет фигурировать в уголовном деле.

Однако отсутствие полноценной KYC не означает, что обменник не сможет дать по запросу данные, необходимые для идентификации личности клиента. Технической информации (IP, MAC), данных о кредитной карте, времени операции и криптовалютных адресов будет вполне достаточно, чтобы установить личность клиента и подтвердить в суде факты противоправной деятельности. Найти даже «серый» сервис, чтобы запросить у него данные, для компетентных органов также особой проблемы не составляет.

Определенную проблему может предоставлять получение необходимых сведений от сервисов, расположенных в недружественных юрисдикциях. Но, с другой стороны, в связи с санкциями, эти компании приостановили обслуживание российских клиентов, а значит, необходимость получения информации от них со временем будет снижаться.

В любом случае, отсутствие регулирования, а тем более возможный грядущий запрет на оборот криптовалюты внутри страны, накладывают ограничения и на возможности правоохранительных органов.

В конечном итоге, страдают не сотрудники полиции или представители криптовалютных сервисов, а пользователи криптовалют, обманутые преступниками и аферистами, которые как раз и заинтересованы в том, чтобы так продолжалось и дальше.

Изучением и исследованием таких случаев регулярно занимается и команда ШАРД. Обо всех случаях, связанных с конкретными адресами криптовалюты и рассматриваемыми рисками вы можете сообщить на сайте в разделе «Сообщение об адресе криптовалюты», чтобы уберечь других пользователей от рисков взаимодействия с такими адресами и их владельцами.