Шард

Регулирование криптовалют в Кыргызстане

В РФ первое поручение Президента о необходимости решить вопрос регулирования криптовалют было озвучено еще в 2018 году в ответ на очередной всплеск интереса к ним на фоне роста цены Биткоин и начала интенсивного развития web3 проектов мировыми IT-гигантами. В декабре 2023 г. вышел срок аналогичного поручения Премьер-министра М.В. Мишустина, однако дальше уже второго по счету, но спорного законопроекта дело так и не продвинулось. При этом с 1 апреля текущего года Банк России начинает реализацию пилота отечественной CBDC в розничном сегменте.

Примерно тогда же, в 2018-2019 гг. о перспективах для экономики и рисках, которые несут децентрализованные финансы, задумались во многих странах мира, включая и соседей России.

Несмотря на то, что в Кыргызстане первый законопроект о криптовалютах был вынесен на общественное обсуждение Нацбанком страны только в январе 2021 года, специальные правила для майнеров начали действовать с июня 2020 года. Тогда был установлен налог для майнеров со ставкой в 15% от размера затрат на электроэнергию, а также правила подключения к энергосетям.

В январе 2022 года был принят базовый закон «О виртуальных активах», который вступил в силу в июле того же года. Закон устанавливает основные понятия, а также правила работы с различными видами виртуальных активов, от децентрализованных криптовалют до стейблкоинов и цифровых токенов (аналог ЦФА в РФ). Так как закон заработал всего 7 месяцев назад, сопутствующая правовая база все еще разрабатывается.

Правовой статус криптовалют

Согласно закону «О виртуальных активах», виртуальные активы не являются законным средством платежа, валютой или ценной бумагой на территории страны. Законодательство делит виртуальные активы на обеспеченные и необеспеченные.

К необеспеченным виртуальным активам относится, в первую очередь, децентрализованная криптовалюта, такая как Биткоин, а также различные другие токены, в отношении которых отсутствуют лица, несущие обязательства перед каждым обладателем этих монет.

Стоимость обеспеченных виртуальных активов, наоборот, гарантируется какими-либо правами или имуществом. Таким образом, к обеспеченным ВА относятся различные эмитированные цифровые токены и, судя по всему, стейблкоины по типу USDT (Tether) и USDC (Circle), стоимость которых поддерживается обязательствами эмитента.

На территории страны создается Единый государственный реестр эмиссии виртуальных активов, который должен содержать сведения об эмитированных в стране токенах и их эмитентах. Регулятором оборота виртуальных активов является Национальный банк Республики Кыргызстан.

Провайдеры услуг виртуальных активов (VASP)

Как и во многих других странах, провайдеры услуг виртуальных активов законодательно разделены на биржи (операторы торгов ВА) и обменники или крипто-магазины (операторы обмена ВА). Для них действуют разные требования к уставному капиталу, а также лицензионные требования, касающиеся информационной безопасности и программного обеспечения для совершения операций. Лицензии выдает Служба регулирования и надзора за финансовым рынком при Министерстве экономики и коммерции Кыргызстана.

Поставщики услуг виртуальных активов должны быть исключительно юридическими лицами, зарегистрированными на территории страны. Они могут оказывать следующие услуги:

  • покупка и продажа (обмен) виртуальных активов;
  • обмен между виртуальными активами;
  • перевод виртуальных активов;
  • хранение, управление и контроль виртуальных активов;
  • оказание финансовых услуг, связанных с первичным размещением или продажей виртуальных активов эмитента.

При этом кредитные организации и другие компании, поднадзорные Нацбанку страны, могут оказывать кастодиальные услуги, так как им не запрещается оказание услуг по хранению и переводу криптовалют, а также их эмиссии. А вот обменом и куплей-продажей могут заниматься только специализированные криптофирмы.

Для компаний установлен ряд стандартных ограничений, связанных с противодействием отмыванию преступных доходов. Например, учредителями и руководителями криптофирм не могут быть лица с судимостью, а также зарегистрированные в оффшорных юрисдикциях.

В Кыргызстане нет национальной криптобиржи, но действует несколько обменников, например, находящийся в Бишкеке Netex.kg, где можно купить и продать криптовалюту. Также можно использовать международные платформы и криптокошельки.

Некоторые криптобиржи с глобальным присутствием активно поддерживают развитие блокчейн-отрасли в стране. Например, криптобиржа Bybit оказывает содействие блокчейн-сообществу, спонсируя отраслевые мероприятия и предоставляя для них спикеров. Так, компания поддержала блокчейн-форум «Цифровая грамотность 3.0», прошедший в апреле 2022 года.

Майнинг

С июня 2020 года в стране действует единый налог на майнинг в размере 15% от стоимости потребленной электроэнергии, установленный вместо налога на прибыль, налога с продаж и НДС. Майнинг, согласно закону «О виртуальных активах», может осуществляться как частными лицами, так и компаниями (промышленный майнинг). При этом частное лицо для занятия майнингом все равно должно быть оформлено как ИП.

Все действующие на территории страны майнеры должны быть зарегистрированы через «Единый портал интерактивных государственных услуг» для получения разрешительного сертификата. Для майнеров также установлены и другие правила – наличие собственного оборудования, действующего виртуального кошелька и надлежащего качества системы электроснабжения помещения.

В отличие от деятельности криптобирж или обменников, на пути развития индустрии майнинга в Кыргызстане имеется одно значимое препятствие – дефицит электроэнергии. Почти 90% электроэнергии в стране вырабатывается гидроэлектростанциями на Токтогульском водохранилище, в случае падения уровня воды в котором страна начинает испытывать нехватку генерации электроэнергии. Еще в 2019 году «Национальная энергетическая холдинговая компания» ввела временный запрет на выдачу технических условий для предприятий по добыче криптовалюты, а правоохранительные органы начали охоту за нелегальными криптофермами.

Как и в Грузии, из-за роста стоимости электроэнергии и сложности получения разрешения на подключение к энергосистеме, майнинг не так распространен, как это могло бы быть.

Тем не менее, запрет не распространяется на частую генерацию электроэнергии. В стране действует более двух десятков частных мини-ГЭС, которые охотно сотрудничают с майнинговыми фермами, предоставляя им экологически чистую электроэнергию.

Налогообложение

За исключением особого порядка налогообложения майнеров, для остальных участников рынка каких-либо исключений или новых правил налогообложения не предусмотрено. При этом в Кыргызстане одни из самых низких налогов в регионе. Например, налог на доходы физических лиц уплачивается по ставке всего в 10%, а для бизнеса есть возможности для легальной оптимизации налогового бремени. Так, для компаний сектора IT есть система упрощенного налогообложения с взиманием налогов по ставке 6% при платежах в наличной форме, 3% в безналичной форме.

Также в Кыргызстане еще с 2017 года шла речь о создании собственной, обеспеченной золотом криптовалюты, но идея не получила практического развития. В настоящим момент Нацбанк страны, как и многие другие центральные банки, изучает вопрос создания национальной CBDC. О регулировании криптовалют в Казахстане, Узбекистане, Беларуси и Грузии Вы также можете прочитать в наших материалах.