Европейский криптовалютный союз
Законопроект MiCA (Markets in Crypto-Assets Regulation), был представлен Еврокомиссией более чем 4 года назад, в сентябре 2020 года, а потом еще два года дорабатывался до версии, наиболее близкой к принятой Европарламентом в мае 2023 года. При этом закон, опубликованный через месяц после его принятия, окончательно вступает в силу только 30 декабря 2024 года. Таким образом, с момента анонса законопроекта до его вступления в силу прошло почти 4 года. Это не так уж долго, так как MiCA – первый и пока что уникальный в своем роде, единый свод правил, охватывающий все аспекты оборота криптовалют – от их эмиссии и купли-продажи, до требований к криптобиржам и ограничений на манипуляции в криптобиржевой торговле.
Сам закон мы уже изучали и делали его обзор, который можно прочитать тут. Настоящий материал – о практических аспектах работы норм и том, как они уже отразились и отразятся на рынке криптовалюты в Европе.
MiCA, в первую очередь, направлен на регулирование следующих аспектов рынка криптовалюты:
-
Эмитенты токенов, которые относятся к категории активов с привязкой к другим активам (ART) и электронным деньгам (EMT), должны получать авторизацию от компетентных органов ЕС.
-
Поставщики услуг криптоактивов (CASP) обязаны соблюдать требования по борьбе с отмыванием денег (AML), обеспечению безопасности данных и информированию клиентов о рисках.
-
Закон вводит строгие меры против инсайдерской торговли и манипуляций на рынке, аналогичные тем, что применяются к традиционным финансовым инструментам.
MiCA нельзя рассматривать отдельно от других общеевропейских актов в сфере регулирования финансовых рынков. Ведущие общеевропейские финансовые регуляторы, такие как Европейское банковское управление (EBA) и Европейское управление по финансовым рынкам (ESMA), также подготовили свои руководства и правила, касающиеся криптокомпаний, и изменили действующие нормы для более тесной их интеграции в общеевропейское регулирование финансовой системы. Ввиду «свободного» характера криптоактивов, возможности совершения операций с ними без посредничества финансовых институтов возникла необходимость создания единого органа по борьбе с отмыванием денег и расследованием финансовых преступлений (а также выявления случаев обхода санкций, естественно), и было создано Европейское агентство по борьбе с отмыванием денег (AMLA).
Криптовалюты, таким образом, были поставлены в один ряд с другими финансовыми активами, а к криптобиржам, обменникам и брокерам, теперь, по сути, предъявляются требования, очень похожие на требования к банкам, участникам рынка ценных бумаг и пунктам обмена валюты.
Также, к моменту вступления в силу первой части MiCA (30 июня 2024 года) были приняты следующие директивы, направленные на прозрачность всего финансового рынка и унификацию порядка обмена информацией между его участниками:
Единые Европейские правила ПОД/ФТ (Regulation (EU) 2024/1624), заменившие антиотмывочные директивы AMLD5 и AMLD6. Из нового и интересного, кроме криптовалюты
-
включение футбольных клубов в перечень субъектов первичного финансового мониторинга. Вступят в силу только в июле 2027 года.
-
положение о переводе денежных средств (Regulation (EU) 2023/1113) или Transfer of Funds Regulation (TFR), который требует обязательного применения FATF Travel Rule абсолютно всеми европейскими криптокомпаниями. Вступает в силу 30 декабря 2024 года, одновременно с MiCA.
Что же в итоге изменится на практике?
MiCA представляет собой значительное обновление в регулировании криптоактивов в Европейском Союзе, направленное, в первую очередь, на устранение пробелов и несоответствий, существующих в текущих регламентах. До сего момента регулирование криптовалюты в ЕС осуществлялось на национальном уровне, а значительные различия между странами не позволяли говорить о едином рынке криптовалюты в пределах Союза. Собственные правила в каждой стране, а также их отсутствие в ряде государств Блока снижало инвестиционную привлекательность ЕС для криптобизнеса и, конечно же, затрудняло создание эффективной системы контроля за криптотранзакциями.
Новые требования к лицензированию криптофирм
Компании, занимающиеся криптоуслугами, должны были получать различные лицензии в зависимости от юрисдикции, что усложняло их деятельность. Для инвесторов это также приводило к необходимости изучения правил работы в каждой конкретной стране и удорожало процесс выхода на рынок ЕС, в целом. С вступлением в силу MiCA вводится единая система лицензирования для всех поставщиков услуг криптоактивов (CASP). Теперь компании смогут оказывать услуги по всей территории ЕС на основании единой лицензии. Также введена единая система классификации криптокомпаний, что исключило пробелы в лицензировании, когда, например, в ряде стран ЕС криптоброкеры не должны были получать лицензии, а в других – были обязаны это делать. MiCA также вводит новые требования, включая обязательное наличие физического офиса в ЕС и местного директора, соблюдение правил по борьбе с отмыванием денег, а также обязательства по раскрытию информации о рисках и условиях предоставления услуг.
Те компании, которые уже имеют лицензию от национального регулятора, могут продолжать работать с ней до 1 июля 2026 года. В случае если лицензии не было – ее необходимо получить до конца 2024 года.
Защита потребителей и предотвращение злоупотреблений
Новый закон вводит строгие меры по защите прав потребителей, включая обязательное раскрытие информации о рисках и политику ценообразования. Также предусмотрены меры против манипуляций на рынке и инсайдерской торговли. Правила в первую очередь касаются эмитентов криптотокенов и площадок, где они проходят листинг.
Регулирование стейблкоинов и токенизированных активов
Данные положения вступили в силу 30 июня 2024 года и являются одними из наиболее спорных среди всех норм законопроекта. Ранее подобного регулирования в ЕС не было вовсе, а в отдельных странах было размытым и не унифицированным. MiCA вводит четкие правила для стейблкоинов, классифицируя их как токены электронных денег (EMT) или токены с привязкой к стоимости базового актива (ART).
Эмитенты стейблкоинов обязаны получать лицензию от компетентного органа в стране-члене ЕС, чтобы иметь возможность предлагать свои токены на рынке. Данное требование также включает в себя подготовку и утверждение детального White paper, который должен содержать информацию о проекте и его рисках.
Алгоритмические стейблкоины запрещены. Эмитенты, помимо резервов, должны иметь собственные средства в обеспечении в размере не менее 350 000 Евро или 2% от средств резервного фонда. А резервный фонд на 30% должен быть обеспечен именно той валютой, к которой привязан стейблкоин.
Также вводится понятие «значимых стейблкоинов», к которому будут относить монеты с рыночной капитализацией более 5 млрд Евро и более 10 миллионами пользователей. Лицензию на выпуск и обращение таких монет необходимо получать непосредственно в EBA, а их обеспечение фиатными деньгами не должно быть менее 60%.
На фоне вступления в силу этих правил несколько крупных бирж, имеющих лицензию на работу в ЕС, например Binance, уже заявили о делистинге USDT от Tether. Токен как раз подпадает под определение значимого, а требования MiCA компанией пока не выполняются. Но она ведет переговоры с EBA. Зато второй по капитализации стейблкоин USDC, по заявлению его эмитента компании Circle, требования уже выполнил. Полагаем, Tether также это сделает.
Сбор данных о транзакциях
Вступающий одновременно с MiCA регламент TFR требует от криптокомпаний собирать и передавать друг другу данные абсолютно обо всех переводах криптовалюты, которые совершают их пользователи. То есть, в случае, если перевод криптовалюты совершается с кошелька пользователя, открытого на одной криптобирже на кошелек, открытый на другой криптобирже, компании должны обмениваться данными об отправителе средств и их получателе независимо от суммы операции. То есть всегда. Минимального порога действия данного правила нет.
Для операций с некастодиальными («холодными») кошельками, установлен лимит в 1000 Евро, при превышении которого CASP также должен выяснять все детали операции, запрашивать у клиента информацию, кому он отправил криптовалюту или от кого ее получил. И запрашивать подтверждающие документы, конечно.
Следовательно, пользователи регулируемых европейских криптокомпаний не смогут совершать транзакции в адрес фирм, которые не поддерживают Travel Rule, а также получать переводы от них. На практике, уже можно увидеть ограничения в работе крупных криптофирм, связанных с данным правилом. Так, криптобанк Revolut, работающий на основании лицензии, выданной в Литве, в июле перестал принимать депозиты в криптовалюте от многих криптобирж, а список поддерживаемых платформ стал сильно ограничен компаниями, получившими лицензию на работу в ЕС.
С момента вступления TFR в силу, перевод и получение средств в криптовалюте для клиентов криптобирж будет аналогичен переводу фиатной валюты – когда криптокомпания будет решать, допустимо ли переводить или получать эти средства пользователю или нет.
Закон MiCA - это первая в мире попытка полностью централизовать децентрализованные финансы. Пока что регламент не распространяется на DEX, хотя взаимодействие европейских криптофирм и децентрализованных криптобирж явно будет затруднено, так как риски такого взаимодействия высокие и криптокомпании будут стараться минимизировать связанные с DEX переводы. Это же касается и некастодиальных кошельков. А о том, какое будущее в ЕС ждет DEX и NFT, Еврокомиссия думает уже сейчас.