Могут ли госслужащие пользоваться криптовалютой?
За 2022 год по данным информационной системы ГАС «Правосудие» было вынесено 842 судебных акта по уголовным делам так или иначе связанных с криптовалютой. В большинстве случаев это были дела о незаконном сбыте наркотиков и мошенничестве, но также среди них встречаются приговоры и по коррупционным составам преступлений, хоть пока и не часто. При этом, по словам Генерального прокурора РФ Игоря Краснова, уже были случаи направления запросов о правовой помощи в целях ареста криптовалюты в правоохранительные органы других государств и риск их использования для перемещения незаконно полученных доходов (в том числе коррупционных) остается высоким.
Несмотря на отсутствие регулирования криптовалют в России, с вопросом их владения госслужащими относительная определенность имеется, хотя на практике, судя по всем признакам, контроль за соблюдением этих ограничений все же очень условный.
Где написано, что госслужащим нельзя владеть криптовалютой?
Как мы помним, правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ устанавливаются Федеральным законом №79-ФЗ от 27.07.2004 г., который и определяет основные ограничения и запреты для госслужащих. Эти же запреты и ограничения, в целом, распространяются и на сотрудников Центрального банка и правоохранительных органов. Аналогичные положения также имеются и в специальном Федеральном законе №273-ФЗ от 28.12.2008 «О противодействии коррупции».
Одним из запретов, налагаемых на госслужащих и членов их семей, является запрет открывать и иметь счета, хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, а также владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Правда, не всегда, а только в тех случаях, которые определены другим федеральным законом №79-ФЗ от 07.05.2013 г., специально запрещающим чиновникам взаимодействовать с иностранными финансовыми системами. Именно ст.1 этого закона определяет криптовалюту (цифровую валюту), как иностранный финансовый инструмент со всеми вытекающими последствиями.
Кому нельзя владеть криптовалютой?
Статья 2 Федерального закона №79-ФЗ от 07.05.2013 г. дает исчерпывающий ответ на этот вопрос. Нельзя лицам, занимающим:
-
Государственные должности Российской Федерации (Президент, Министры, уполномоченные по правам человека, аудиторы Счетной палаты и т.д.);
-
Государственные должности субъектов Российской Федерации (руководство субъектов РФ);
-
Заместители Генерального прокурора и члены Совета директоров ЦБ РФ;
-
Должности госслужбы, правоохранительных органов и госкомпаниях, назначения на которые и увольнения с которых осуществляются Президентом, Правительством или Генпрокурором, а также их заместители;
-
Должности руководителей (и их заместителей) федеральных служб, ведомств и фондов в субъектах РФ и федеральных округах согласно перечням (по факту – все руководители и заместители всех ведомств и госкомпаний);
-
Должности глав округов, районов, муниципалитетов, а также депутатам этих уровней.
Также в соответствии с ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», сенаторам и депутатам тоже нельзя. Возможно, поэтому криптовалюты им и не очень интересны…
А кому можно и как?
Всем остальным можно. Но есть свои особенности, в первую очередь, связанные с отчетностью.
Напомним, что все госслужащие и приравненные к ним лица, в целях противодействия коррупции ежегодно подают декларации о своих доходах и расходах, а также доходах и расходах членов своей семьи. Однако, в 2018 году Минтруд РФ в методических рекомендациях, посвященных подаче этих деклараций, прямо написал, что указывать криптовалюту в них не надо, так как она законодательно не урегулирована и, вроде как, имуществом или обязательством имущественного характера не является. Данные методические рекомендации, кстати, Минтруд ежегодно готовит совместно с Генпрокуратурой и Администрацией президента РФ.
Позиция поменялась в 2020 году, когда соответствующее регулирование появилось в виде принятия закона №259-ФЗ от 31.07.2020 «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте», а также внесения изменений в Федеральный закон №79-ФЗ от 07.05.2013 г., где цифровую валюту приравняли к иностранным финансовым инструментам. Тогда же Минтруд выпустил информационное письмо №18-2/10/В-12085, где рекомендовал лицам, которым криптовалютой владеть стало запрещено, продать её до 1 января 2021 года.
Всем остальным рекомендовалось о криптовалюте сообщить по форме, установленной Указом Президента РФ №778 от 10.12.2020 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которая в дальнейшем перекочевала в справку о доходах и расходах, ежегодно подаваемую госслужащими.
Первый раз госслужащие отчитались о наличии в своей собственности криптовалюты в 2022 году.
В чем проблема?
Статистики владения криптовалюты госслужащими не публикуется и причина этому понятна. С другой стороны, вряд ли кто-то активно декларирует криптовалюту в собственности по причине отсутствия каких-либо средств контроля, как у самих государственных структур, так и у российского антикоррупционного регулятора – Генеральной прокуратуры.
Необходимо отметить, что даже сама форма декларации сведений о владении цифровой валютой, которая содержится в справке о доходах и расходах, судя по всему, не предполагает какой-либо проверки предоставляемой информации.
Декларанта просят сообщить следующие данные (раздел 3.5): наименование цифровой валюты, дату ее приобретение и количество в собственности. В примере для заполнения, который можно скачать с сайта «справки-бк.рф», в соответствующем разделе, также, от греха подальше, поставили «Не имею».
Контроль за соблюдением законодательства о противодействии коррупции возложен на органы прокуратуры, в задачи которых входит, в том числе, и проверка данных, указанных в декларации. Проверить эти сведения без информации об адресе криптокошелька, как мы понимаем, возможным не представляется.
Что в итоге?
Чиновники, на практике, владеют криптовалютой и многие из них могут это делать законно, при условии ее декларирования. А вот контроль за соблюдением этих требований происходит формально, что, в первую очередь, объясняется отсутствием стимула у госслужащих декларировать цифровую валюту при невозможности ее выявить контролирующему органу, а также – и это самое главное – наличии возможности спокойно ее реализовать без идентификации личности и сообщения источников ее происхождения, на одном из многих незарегистрированных российских криптообменников.
Недавний коррупционный скандал с бывшим начальником отдела СКР по Тверскому району Москвы Маратом Тамбиевым, у которого при обыске нашли на компьютере папку «Пенсия», где были ключи от кошелька с 1032 BTC, находящихся на адресах bc1qha6tazesy5yp7quqzahy8pe7cn7cjj0hmtm2dt и bc1qqlqhu85am9ldqsavlw79kd2faq0xw2kr7h5g2g, подтверждает, что Биткоин воспринимается как «тихая гавань» для коррупционных доходов. И пока не будет регулирования и запрета на деятельность «серых» криптообменников, ситуация не поменяется.