Шард

Использование криптовалюты для внешней торговли на системной основе давно обсуждается властями России, хотя на практике никаких шагов так сделано и не было. Позиция законодателей и регуляторов только последние пару лет менялась на противоположную несколько раз, как и было представлено несколько законопроектов, которые так и не дошли до Государственной Думы. Минфин еще в начале 2022 года предложил свое видение законодательства, которое, тем не менее, не нашло положительного отклика у Центрального Банка. В феврале на рассмотрение Правительства РФ был вынесен законопроект «О цифровой валюте», который определял требования к криптобиржам и обменникам. В мае он был доработан и дополнен оговоркой, разрешающей юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям использовать криптовалюту во внешнеэкономической деятельности.

20 сентября 2022 года Премьер-министр РФ Михаил Мишустин поручил профильным ведомствам и Банку России до 19 декабря 2022 согласовать позицию по законодательному регулированию оборота криптовалют в России, а уже 26 сентября, заместитель Министра финансов РФ А. Моисеев сообщил, что Минфин и ЦБ законопроект согласовали. Тогда же председатель комитета Госдумы по финансовым рынкам А. Аксаков анонсировал принятие закона о трансграничных платежах в криптовалюте до конца 2022 года. Возможно, речь шла об одном и том же законопроекте. Тем не менее, несмотря на запрос бизнеса и поручение Премьер-министра, работа так и не была завершена.

В практическом плане процесс сдвинулся с мертвой точки 17 ноября 2022 года, когда на рассмотрение Госдумы был вынесен законопроект, предлагающий регулирование в России майнинга. Анализируя текст законопроекта, становится ясно, что никакого компромисса между ЦБ и иными ведомствами не случилось, а предлагаемый закон направлен на запрет оборота криптовалюты в России. Об использовании ее в целях трансграничных расчетов речь также уже не велась. С тех пор активность в данном направлении законодатели не проявляли, так как по словам А. Аксакова «тема регулирования криптовалют в России зависла».

Несмотря на это, на практике криптовалюты для трансграничных расчетов используются, хотя зачастую подобные операции совершаются, скорее, в «серой» зоне с использованием счетов и банковских карт, открытых на физических лиц. Во-первых, не каждая компания будет связываться с официальной покупкой криптовалюты, ее бухгалтерским учетом и изучением вопросов налогообложения. Во-вторых, оплатить приобретение криптовалюты со счета юридического лица в России задача также не из самых простых.

Также необходимо учитывать, что российским компаниям и физическим лицам нельзя принимать цифровую валюту в качестве средства платежа за передаваемые товары или оказываемые услуги. Это ограничение содержится в ч.5 ст. 14 Федерального закона №259-ФЗ от 31.07.2020 «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте…» и может являться еще одним препятствием для оплаты в криптовалюте отечественного экспорта.

Тем не менее, криптовалюта в трансграничных операциях используется, в СМИ периодически появляется информация о положительном опыте российских компаний в данной сфере. Также появляются сервисы, обеспечивающие поддержку при проведении подобных операций и гарантирующие полное соблюдение закона при осуществлении транзакций.

Фактически, каких-либо серьезных ограничений, препятствующих использованию криптовалют для ВЭД операций, российское законодательство не содержит. Как и в случае с фиатной валютой, при заключении ВЭД контракта в нем должны быть обозначены условия, достаточные для того, чтобы закрыть все требования, возникающие при взаимодействии с банком, контрагентом и таможней. В договоре ВЭД обязательно должна быть указана стоимость контракта, валюта, стоимость товара и их спецификация. Далее, стороны сделки оговаривают возможность исполнения обязательств в криптовалюте на взаимовыгодных условиях. Так как российская компания производит расчеты, чаще всего в рублях, запрет на прием цифровой валюты в качестве средства платежа также не нарушается.

Сложности могут возникнуть при взаимодействии с банками на этапе приобретения цифровой валюты для расчетов, а также при доказательстве исполнения обязательств по ВЭД-контракту перед органами валютного контроля. Тем не менее, это также решаемая задача, а для фиксации транзакции, всегда можно использовать отчет по криптоадресу в формате PDF, который можно моментально получить с помощью сервиса «ШАРД».

Нельзя забывать, что не во всех иностранных юрисдикциях использование криптовалют в торговле законно и одобряется регуляторами. Многие страны-партнеры России хоть и имеют нормативную базу в этой сфере, но использование цифровой валюты для целей торговли в некоторых из них запрещено, как, например, в Турции или Беларуси. А в Китае криптовалюты вообще запрещены с 2021 года, что, впрочем, пока не мешает китайцам их активно использовать в любых возможных целях.

Таким образом, запрос бизнеса на КриптоВЭД операции мало-помалу удовлетворяется самим бизнесом. По некоторым оценкам, российскому бизнесу необходимо до $50 млрд в криптовалюте для целей ВЭД, и, вероятно, данная цифра будет расти с развитием соответствующего регулирования в дружественных России странах, особенно в странах БРИКС.

Данный материал не является финансовой или правовой консультацией.