БРИКС: помогут ли цифровые активы развитию партнерства?
БРИКС: помогут ли цифровые активы развитию партнерства?
Сотрудничество стран БРИКС (BRICS – сокращение от Brazil, Russia, India, China, South Africa) на фоне введенных западом санкций приобретает для России все большее значение. Сам блок, судя по всему, входит в период некоего ренессанса с перспективой дальнейшего не только качественного, но и количественного расширения. Организация, основанная еще в 2006 году, пока не добилась какого-либо существенного влияния на темпы роста экономик стран-членов, но ее политический вес на самом деле растет. Заявки на членство уже подали Аргентина и Иран, а Египет, Саудовская Аравия и Турция заявили о стремлении войти в его состав.
Динамика двусторонней торговли между странами блока разнонаправленна, но Китай и Индия уже являются крупнейшими покупателями российского сырья, а объемы торговли с Бразилией в 2022 году росли за счет увеличения поставок удобрений. И в условиях планов по отказу от доллара, о которых заявляют руководители стран-участников БРИКС, проработка вопроса о том, что теоретически может прийти ему на замену, выходит в практическую плоскость.
Логично предположить, что раз китайская экономика является локомотивом БРИКС, то именно китайская валюта станет эталоном блока. Однако вряд ли это случится, в первую очередь, ввиду существенных противоречий Китая и второй страны союза – Индии. Противоречия самого различного толка не позволят и реализовать планы по созданию единой валюты БРИКС, по крайней мере в ближайшее десятилетие. ЕС, например, шел к Евро больше 20 лет и это с учетом более-менее равного ВВП на душу населения стран Западной Европы и стабильности их экономик и валют. В БРИКС же, такой стабильности нет, волатильность рубля и ранда ЮАР значительная, а претенденты на вступление Иран и Аргентина так вообще имеют валюты – мировые рекордсмены падения, впрочем, как и Турция.
Поэтому использование каких-либо новых механизмов, например, криптовалют, кажется интересной альтернативой создания единой валюты БРИКС. К тому же, в России вопрос использования криптовалют во внешней торговле рассматривается законодателями и скоро обретет правовые рамки. Но и в данном вопросе в странах БРИКС вовсе нет консенсуса.
Бразилия
Криптовалюты в Бразилии, как и в России, очень даже популярны среди населения и активно используются для инвестиций и спекулятивных операций. Но ЦБ к ним не относится враждебно, а по результатам проведенной в 2021 году оценки их возможного влияния на экономику регулятор рисков финансовой стабильности не выявил.
Поэтому запретов нет, есть правила по налогообложению и учету, криптовалюты используются как средство платежа и принимаются компаниями в качестве оплаты товаров и услуг. В феврале 2023 года один из крупнейших банков Бразилии, Banco do Brasil, даже открыл розничным клиентам возможность оплачивать налоги в криптовалютах.
С 1 июня 2023 года вступил в силу закон №14.478 от 21.12.2022 г., устанавливающий правила использования криптовалют и определяющий их, в том числе, как законное средство платежа. Криптовалюты в соответствии с указанным Законом называются виртуальными активами (activo virtual) и определены как «цифровое представление стоимости, которое может быть обменено или передано с помощью электронных средств и используется для платежей или в инвестиционных целях».
К цифровым активам Закон не причисляет security tokens (токенизированные ценные бумаги) и utility tokens (токены, предоставляющие владельцу доступ к определенным продуктам или услугам, или преимуществам от этих продуктов или услуг).
В стране уже давно действует достаточное количество криптокомпаний (крупнейшие: Mercado Bitcoin, BitcoinTrade, FoxBit, NovaDAX, и регуляторы еще до принятия Закона выпускали руководства, которые обязывают осуществлять деятельность в соответствии со стандартами ФАТФ и требований налоговых органов.
Россия
Россия ждет регулирования с 2017 года и, вероятно, вот-вот дождется. Пока для внешнеторговых операций, но и правила работы криптобирж в рамках экспериментального правового режима законодатели тоже обещают.
В настоящий момент понятие цифровой валюты законодательно закреплено только в Федеральном законе №259-ФЗ «О цифровых финансовых активах», и там же установлен запрет компаниям ее использовать для целей реализации своих товаров, работ и услуг.
Но, как и в Бразилии, криптобиржи и криптообменники работают (крупнейшие: Garantex, притом массово. Всего в рунете можно найти больше 400 криптосервисов, ориентированных на российских клиентов. Статус большинства их них не понятен, а ЦБ и Росфинмониторинг, впрочем, как и ФНС, делают вид, что их вовсе не существует.
В связи с правовой неопределённостью, отношение бизнеса к криптовалютам все еще настороженное, а банки относят операции с ними к подозрительным.
Индия
По данным Международного Валютного Фонда, Индия занимает третье место в мире по объему ВВП и первое место по населению, являясь одной из крупнейших развивающихся экономик в мире. Также Индия - одна из стран, где вложения населения в криптовалюты получает все большее распространение, несмотря на отсутствие комплексного регулирования со стороны государства.
Официальная позиция властей Индии относительно цифровых активов за последние годы претерпела несколько изменений. Изначально ЦБ Индии негативно относился к цифровым валютам, вплоть до вынесения запрета на операции с ними в 2018 году. Но Верховный суд Индии в дальнейшем отменил данное решение RBI.
До настоящего времени в Индии, как и в России, нет ни запрета на использование криптовалют, ни какого-либо специального регулирования их фактического оборота. При этом, с 1 апреля 2022 года все операции с криптовалютами в Индии облагаются налогом в 30% по аналогии с выигрышем в азартной игре или иным спекулятивным сделкам. Также с 1 июля вступил в силу 1% TDS (сбор, рассчитываемый от стоимости транзакции и выплачиваемый биржей) для платежей в виртуальной валюте свыше 10 000 рупий в год.
В Индии также работает много криптобирж и обменников. Крупнейшие – WazirX, Koinbazar. Их услуги доступны только физическим лицам. Использование криптовалюты в торговле запрещено, а из-за особенностей валютного контроля использование во внешнеторговых расчетах вообще может быть расценено как преступление.
То есть пока в Индии озаботились только налогами и правилами работы криптобирж. При этом на полях G20, именно Индия больше всего выступает за создание общих правил оборота криптовалют и международных стандартов в этой сфере, полагая, что различия национального законодательства не позволят эффективно минимизировать риски, связанные с криптовалютами, которые могут активно использоваться в незаконных трансграничных операциях.
Китай
Китай в 2021 году криптовалюты запретил. Совсем. О некоторых причинах запрета мы ранее писали в нашем материале. Но позже частично одумался, видимо подсчитав потери от миграции криптоиндустрии за пределы страны и разрешил легализацию криптовалютных операций в Гонконге.
Город весь 2022 год настраивал правила работы криптобирж и запустил их 1 июня текущего года. Разрешено торговать только токенами с хорошей репутацией и стабильно высокой капитализацией. К слову, операции со стейблкоинами пока запрещены, так как местные финансовые регуляторы пока не решили, как их регулировать. Обещают решить к концу года. Сами же криптовалюты регулируются как имущество, с которым можно совершать гражданско-правовые сделки практически без ограничений.
Южная Африка
Криптовалюты не считаются законным платежным средством в Южной Африке, поскольку они не выпускаются и не контролируются центральным регулирующим органом. Тем не менее, в Южной Африке не запрещено использовать криптовалюты в качестве способа оплаты, и многие люди держат криптовалюту для сбережений. Однако использование криптовалют в качестве платежного средства пока не получило широкого распространения в стране.
Южноафриканский резервный банк (SARB) подтвердил, что не планирует запрещать или ограничивать использование криптовалют, но обеспокоен возможностью их использования для вывода капитала из страны и в незаконной деятельности.
Правовая база для цифровых активов все еще находится в процессе разработки. 20 октября 2022 года местный финансовый надзорный орган, Управление по надзору за финансовым сектором (FSCA), установил, что биткойн и другие криптовалюты являются финансовым продуктом и подпадают под действие правил регулятора. Согласно уведомлению FSCA, криптовалюта — это «цифровое представление стоимости», которое может продаваться, передаваться и храниться в электронном виде, но не выпускается центральным банком.
С 1 июня все криптокомпании в стране должны получить лицензию, хотя и до этой даты они работают в соответствии с международными стандартами в области ПОД/ФТ и безопасности. Операции с криптовалютами подлежат налогообложению, а криптокомпании сообщают об операциях в компетентные органы.
Таким образом, можно сделать вывод, что подход к регулированию и отношение к криптовалютам у стран БРИКС разнится принципиально: от неприятия, как в России или Китае, до признания, как в Бразилии. Следовательно, как и в случае с единой валютой, до использования криптовалют в целях развития торговли внутри блока на системной основе еще очень далеко.
Вероятно будущее расчетов для БРИКС это цифровые валюты центральных банков. Вот в отношении этого инструмента все государства объединения придерживаются единой политики необходимости внедрения. В России, ЮАР и Бразилии идет тестирование системы или пилот, Китай и Индия уже ввели свои цифровые валюты в тестовую эксплуатацию. Но пока идея введения ЦВЦБ не находит широкой поддержки у населения, да и коммерческие банки относятся к ней с опаской. Но других реальных механизмов мы пока не видим, разве что продолжать использовать доллар США, что в современных реалиях, скорее всего, будет все сложнее.