Новая методология Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)

#ШАРД #новости #крипторегулирования #криптовалюты #майнинг #цифровыеактивы #ФАТФ
218

Немного о ФАТФ

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) является глобальным регулятором в сфере противодействия отмыванию преступных доходов, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения. Структурно, ФАТФ является подразделением ОЭСР и действует на основе Мандата. Основной инструмент организации – 40 Рекомендаций, которые де-факто устанавливают требования к государственным правоохранительным и надзорным системам, межведомственному взаимодействию и взаимодействию регуляторов с частным сектором в вопросах выявления сомнительных финансовых операций и расследования экономических преступлений, отмывания денег и финансирования терроризма.

Рекомендации, на самом деле, обязательны для исполнения всеми странами без исключения, а называются так только потому, что устанавливая цели, которые страна должна достичь, не требуют идти для их достижения каким-то одним конкретным путем, оставляя это на усмотрение властей страны и их понимания особенностей государства, его экономического и политического контекста, а также других различных факторов. Несоответствие Рекомендациям чревато попаданию в «серый» и «черный» список ФАТФ, нахождение в которых автоматически подразумевает, что другие участники международной финансовой системы будут проявлять большую осмотрительность при взаимодействии с финансовыми системами таких стран или же откажутся от такого взаимодействия вовсе. Если «серый» список еще не так страшен и в нем периодически были многие страны, включая ряд европейских государств и ОАЭ, то в «черном» списке, где находятся юрисдикции не выполняющие рекомендации ФАТФ, уже долгое время представлено всего три страны – Иран, КНДР и Мьянма.

Взаимные оценки ФАТФ

Так как любая национальная система противодействия отмыванию преступных доходов – штука сложная, требующая комплексного изучения и глубокого понимания, чтобы в ней разобраться, проводят раунды взаимных оценок, когда постепенно, шаг за шагом изучают страну и меры, которые она принимает в целях борьбы с отмыванием денег.

В большинстве стран уже проведено 4 раунда взаимных оценок. Россия с успехом прошла 4-й раунд в 2019 году и в настоящий момент находится в процессе устранения выявленных недостатков. Именно благодаря демонстрации эффективности своей системы ПОД/ФТ при последней оценке, речи о включении страны в «серый» или «черный» списки ФАТФ пока не идет.

Следующий раунд – 5-й, начнется примерно через 6 лет и именно для него и была представлена новая Методология, которая пока что применяться еще не будет.

Что изменилось?

Многие СМИ писали, что в фокусе нового документа – криптовалюты и провайдеры услуг виртуальных активов. Несомненно, этому вопросу уделено больше внимания, чем в Методологии 2013 года. Тем не менее, представленный документ не является какими-то новыми требованиями к национальным антиотмывочным системам, он лишь устанавливает. что и как надо оценивать с учетом изменений, произошедших за это время в мире и в самих Рекомендациях ФАТФ. Именно Рекомендации задают стандарты, и некоторые из них поменялись, особенно Рекомендация 15, которая как раз и связана с криптовалютами. Но и тут необходимо отметить, что основные новации, связанные с этими вопросами, доносились в методологию раньше, так что новый документ ничего кардинально нового в этом плане не открывает.

Основное изменение, которое можно увидеть уже в названии, – размещение вопросов противодействия финансированию, распространения оружия массового уничтожения (ФРОМУ) на одном уровне с вопросами противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. Ранее, в 4-м раунде взаимных оценок, этот вопрос не оценивался в полной мере и именно это является одним из наиболее существенных отличительных признаков 5-го раунда взаимных оценок от его предшественника.

Вопросы ФРОМУ также включены в перечень необходимых к изучению при оценке мер, направленных на снижение рисков в сфере виртуальных активов, а сама методология призывает относится к ПУВА при проведении оценки с полной серьезностью и наравне с другими финансовыми институтами и профессиями, которые обязаны соблюдать все без исключения антиотмывочные стандарты.

Что будут оценивать?

Требования к регулированию криптовалют устанавливает Рекомендация 15, которую ФАТФ поменяла еще в 2018 году, тогда же, когда в глоссарий были добавлены два новых термина: «виртуальные активы» и «провайдеры услуг виртуальных активов».

  • Сама криптовалюта должна быть определена как «имущество», «доходы», «средства», «активы» или любое иное определение ценности;

  • ПУВА подлежат обязательному лицензированию и в отношении них осуществляется эффективный надзор с учетом риск-ориентированного подхода;

  • ПУВА, как и другие финансовые институты, обязаны предоставлять сведения и информацию в финансовую разведку, правоохранительные органы и раскрывать сведения о бенефициарных владельцах;

  • Как и другие финансовые институты ПУВА должны исполнять все требования антиотмывочного законодательства, включая KYC, собирать все данные о клиенте при совершении им платежа, превышающего $1000, проводить оценку риска клиента и его операций, хранить информации и применять адресные финансовые санкции в сфере ПФТ/ПФРОМУ и т.д.

  • В отношении незаконопослушных ПУВА и их должностных лиц должны быть установлены соразмерные и эффективные административные, уголовные санкции.

Как это касается России?

В этом году России уже был снижен рейтинг по Рекомендации 15 до «частичного соответствия» (хуже – только «несоответствие») из-за недостатков, связанных с регулированием криптовалют. Как мы знаем, несмотря на уже достаточное количество идей у законодателей и направленных на рассмотрение законопроектов, никаких НПА в данной сфере принято так и не было.

В дальнейшем, при прохождении 5-го раунда взаимных оценок, отсутствие регулирования ПУВА станет неразрешимой проблемой и препятствием для получения высокого рейтинга национальной системы ПОД/ФТ. Хотя, это еще не скоро.

Но пока регулирование нужно, чтобы оградить используемую в России криптовалюту от связи с терроризмом и распространением оружия массового уничтожения. Российские криптокомпании (пока даже не ясно что это) должны знать своего клиента и препятствовать попыткам отмывания денег.

В любом случае, это когда-нибудь произойдет, а сервис «ШАРД» поможет вам и вашему бизнесу (криптовалютному и не только) подготовиться к регулированию и иметь инструменты для оценки риска своих криптовалютных операций и операций ваших клиентов.

Команда ШАРД