Новые рекомендации по регулированию криптовалют от IOSCO
Новые рекомендации по регулированию криптовалют от IOSCO
Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO) выпустила консультационный отчет с предлагаемыми рекомендациями в сфере оборота криптовалют и виртуальных активов. Это еще не сами рекомендации, а только документ, закладывающий основу для консультаций по данному вопросу, которые необходимо провести с национальными регуляторами. Но все же, он устанавливает концептуальный подход организации к регулированию криптовалют.
Цель отчета - доработка политических рекомендаций IOSCO по решению вопросов целостности рынка и защиты инвесторов на рынках криптоактивов. Представленные рекомендации направлены на поддержку юрисдикций, стремящихся создать соответствующие рынки для торговли цифровыми активами наиболее эффективным способом.
IOSCO – международная организация, основанная в 1974 году со штаб-квартирой в Мадриде, Испания. Россия, а точнее Банк России, является членом организации и, как указано на сайте регулятора, участвует в ее работе.
Организация, в отличие от МВФ или Базельского комитета по банковскому надзору, менее известная в широких кругах, так как сфокусирована на рынке ценных бумаг. Ее основными задачами является выработка единых подходов к регулированию рынков ценных бумаг и координация сотрудничества между комиссиями по ценным бумагам разных стран. Членами организации являются регуляторы практически всех юрисдикций, где есть финансовые рынки.
Данный отчет интересен в связи с тем, что в большинстве стран любая классификация криптовалют строится именно на том, можно их отнести к ценным бумагам или нет. Такие подходы в новом законодательстве стран СНГ, ЕС, Швейцарии, Бразилии и в Гонконге. В США вопрос возможной классификации криптовалют как ценных бумаг является одной из причин, по которой криптокомпании все больше задумываются о необходимости переехать куда-нибудь в другое место.
Судя по всему, в IOSCO озаботились теми же вопросами, что с 2020 года не дают покоя Председателю SEC США Гэри Генслеру, и готовят 18 рекомендаций для поставщиков услуг виртуальных активов (ПУВА/CASP), финальная версия которых будет издана в конце текущего года. Также представленный отчет не охватывает сегмент DeFi, которому посвятят отдельный документ, запланированный к публикации этим летом.
Как указано в Рекомендациии 1, разрабатываемые предложения должны быть применимы ко всем типам криптовалют, в особенности к стейблкоинам, но национальные регуляторы должны подробно изучить свою нормативно-правовую базу и определить, достаточно ли она позволяет защитить инвесторов и стабильность рынка капитала, а также в какой степени криптовалюты используются как заменители традиционных рыночных инструментов. То есть все же определять, что есть ценная бумага, а что является иным активом, должен сам национальный регулятор.
В целом именно такой подход определен в MiCA, где также даны и критерии относимости криптоактива к определенному типу. В Швейцарии, с другой стороны, решение остается за местным регулятором FINMA, который и должен определить суть выпускаемого на рынок токена на основании данных, представленных его эмитентом.
Рекомендация 2 (Организационное управление) гласит, что ПУВА должны иметь эффективные управленческие и организационные требования для предотвращения конфликтов интересов и инсайдерской торговли в рамках группы компаний. Соответственно в Рекомендации 3 (Раскрытие информации о ролях, возможностях и торговых конфликтах) говорится, что ПУВА должен постоянно точно раскрывать роль каждой контролируемой структуры. Кстати говоря, несоблюдение этого правила явилось одной из причин краха FTX и Alameda Research, которые занимались инсайдерской торговлей токенами собственной чеканки (FTT).
Рекомендации 4 (Обработка клиентских распоряжений) и 5 (Требования к работе на рынке) устанавливают требования к раскрытию информации о торгах, прозрачности исполнения ордеров на биржах и защиты клиентов от незаконного манипулирования рынком.
Рекомендация 6 (Допуск к торгам) и Рекомендация 7 (Управления конфликтами ICO) требует от бирж соблюдать прозрачность процедур листинга криптоактивов, а также эффективно снижать риски, связанные с листингом токенов, где сама биржа имеет интерес. Еще раз, привет FTX!
Рекомендации 8-10 (Мошенничество и злоупотребление рынком; надзор за рынком; управление непубличной информацией) издаются с целью предотвращения мошенничества с криптовалютами, включая создание финансовых пирамид и exit-скамов. Также рекомендуется развивать международное сотрудничество и обмен информацией для эффективного выявления международных сетей и схем. Тут уже можно вспомнить про турецкую криптовалютную биржу-пирамиду Thodex.
Рекомендация 11 (Расширенное сотрудничество регулирующих органов) продолжает идею необходимости сотрудничества надзорных органов и направлена, в первую очередь, на борьбу с уклонением провайдеров виртуальных услуг от надзора через регистрацию в различных юрисдикциях. Тут, кстати, можно усмотреть вопрос исполнения западных санкций, так как часть криптобирж, ссылаясь на регистрацию в различных юрисдикциях, от исполнения этих санкций благополучно уходят.
Рекомендации 12-16 (условно – общие принципы хранения криптовалют) требуют от ПУВА разделения собственных и пользовательских активов, а также средств контроля и безопасности, которые должны обеспечить их сохранность. Данные требования стандартны и уже имеются в MiCA и имеют концептуальные корни в законодательстве о рынках ценных бумаг.
Рекомендация 17 (Управление и раскрытие операционных и технологических рисков), то есть рисков совершения операций, которые напрямую связаны с технологией блокчейн и особенностью проведения операций с ее помощью.
Рекомендация 18 (Соответствие требованиям розничных клиентов и раскрытие информации) призвана гарантировать, что розничные клиенты, которые торгуют криптовалютами, в полной мере осознавали собственные риски, а биржи не завлекали их обещанием баснословных заработков. К слову, подобные требования к криптокомпаниям уже предъявляют многие юрисдикции, включая ЕС, Великобританию, Индию, Казахстан и т.д. Строго говоря, контроль рекламы криптокомпаний и подход к размещению подобной рекламы, аналогичной рекламе азартных игр, концептуально заложен в законодательстве большинства стран, где криптовалюты имеют легальный статус.
Отдельно в документе содержатся рекомендации касательно регулирования стейблкоинов. Приведена их классификация, которая соответствует международным подходам, и указаны специфические для криптоактивов риски:
- Риск их использования в качестве резервных активов, так как обеспечение их цены не всегда прозрачное;
- Риск их использования в качестве резервных активов, так как обеспечение их цены не всегда прозрачное;
- Риск излишнего контроля со стороны эмитента, а в ряде случаев, ограничения, которые установлены в смарт-контракте. Например, ограничения на обратный выкуп (погашение).
- Риск отмывания денег, полученных преступным путем, так как стейблкоины массово используются в трансграничных операциях и менее подвержены контролю, нежели традиционные финансы.
Таким образом, IOSCO подготовила качественные рекомендации, обобщив подходы других регуляторов, таких как Совет финансовой стабильности G20. Когда рекомендации будут выпущены в конце года и станут руководящими принципами для финансовых регуляторов во многих странах, станет и меньше неопределённости в части подхода к контролю криптовалют, а также больше стабильности для криптокомпаний. Тем не менее, пока что организация воздерживается от представления собственной четкой классификации криптоактивов, а это могло бы ускорить принятие современного регулирования в таких странах как Россия.