Shard
Главная
Услуги
Тарифы
Помощь
Блог
О нас
Валюта
₿
  1. Главная
  2. Блог
  3. Новые рекомендации по регулированию криптовалют от IOSCO

Новые рекомендации по регулированию криптовалют от IOSCO

25.05.2023
views0

Новые рекомендации по регулированию криптовалют от IOSCO

Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO) выпустила консультационный отчет с предлагаемыми рекомендациями в сфере оборота криптовалют и виртуальных активов. Это еще не сами рекомендации, а только документ, закладывающий основу для консультаций по данному вопросу, которые необходимо провести с национальными регуляторами. Но все же, он устанавливает концептуальный подход организации к регулированию криптовалют.

Цель отчета - доработка политических рекомендаций IOSCO по решению вопросов целостности рынка и защиты инвесторов на рынках криптоактивов. Представленные рекомендации направлены на поддержку юрисдикций, стремящихся создать соответствующие рынки для торговли цифровыми активами наиболее эффективным способом.

IOSCO – международная организация, основанная в 1974 году со штаб-квартирой в Мадриде, Испания. Россия, а точнее Банк России, является членом организации и, как указано на сайте регулятора, участвует в ее работе.

Организация, в отличие от МВФ или Базельского комитета по банковскому надзору, менее известная в широких кругах, так как сфокусирована на рынке ценных бумаг. Ее основными задачами является выработка единых подходов к регулированию рынков ценных бумаг и координация сотрудничества между комиссиями по ценным бумагам разных стран. Членами организации являются регуляторы практически всех юрисдикций, где есть финансовые рынки.

Данный отчет интересен в связи с тем, что в большинстве стран любая классификация криптовалют строится именно на том, можно их отнести к ценным бумагам или нет. Такие подходы в новом законодательстве стран СНГ, ЕС, Швейцарии, Бразилии и в Гонконге. В США вопрос возможной классификации криптовалют как ценных бумаг является одной из причин, по которой криптокомпании все больше задумываются о необходимости переехать куда-нибудь в другое место.

Судя по всему, в IOSCO озаботились теми же вопросами, что с 2020 года не дают покоя Председателю SEC США Гэри Генслеру, и готовят 18 рекомендаций для поставщиков услуг виртуальных активов (ПУВА/CASP), финальная версия которых будет издана в конце текущего года. Также представленный отчет не охватывает сегмент DeFi, которому посвятят отдельный документ, запланированный к публикации этим летом.

Как указано в Рекомендациии 1, разрабатываемые предложения должны быть применимы ко всем типам криптовалют, в особенности к стейблкоинам, но национальные регуляторы должны подробно изучить свою нормативно-правовую базу и определить, достаточно ли она позволяет защитить инвесторов и стабильность рынка капитала, а также в какой степени криптовалюты используются как заменители традиционных рыночных инструментов. То есть все же определять, что есть ценная бумага, а что является иным активом, должен сам национальный регулятор.

В целом именно такой подход определен в MiCA, где также даны и критерии относимости криптоактива к определенному типу. В Швейцарии, с другой стороны, решение остается за местным регулятором FINMA, который и должен определить суть выпускаемого на рынок токена на основании данных, представленных его эмитентом.

Рекомендация 2 (Организационное управление) гласит, что ПУВА должны иметь эффективные управленческие и организационные требования для предотвращения конфликтов интересов и инсайдерской торговли в рамках группы компаний. Соответственно в Рекомендации 3 (Раскрытие информации о ролях, возможностях и торговых конфликтах) говорится, что ПУВА должен постоянно точно раскрывать роль каждой контролируемой структуры. Кстати говоря, несоблюдение этого правила явилось одной из причин краха FTX и Alameda Research, которые занимались инсайдерской торговлей токенами собственной чеканки (FTT).

Рекомендации 4 (Обработка клиентских распоряжений) и 5 (Требования к работе на рынке) устанавливают требования к раскрытию информации о торгах, прозрачности исполнения ордеров на биржах и защиты клиентов от незаконного манипулирования рынком.

Рекомендация 6 (Допуск к торгам) и Рекомендация 7 (Управления конфликтами ICO) требует от бирж соблюдать прозрачность процедур листинга криптоактивов, а также эффективно снижать риски, связанные с листингом токенов, где сама биржа имеет интерес. Еще раз, привет FTX!

Рекомендации 8-10 (Мошенничество и злоупотребление рынком; надзор за рынком; управление непубличной информацией) издаются с целью предотвращения мошенничества с криптовалютами, включая создание финансовых пирамид и exit-скамов. Также рекомендуется развивать международное сотрудничество и обмен информацией для эффективного выявления международных сетей и схем. Тут уже можно вспомнить про турецкую криптовалютную биржу-пирамиду Thodex.

Рекомендация 11 (Расширенное сотрудничество регулирующих органов) продолжает идею необходимости сотрудничества надзорных органов и направлена, в первую очередь, на борьбу с уклонением провайдеров виртуальных услуг от надзора через регистрацию в различных юрисдикциях. Тут, кстати, можно усмотреть вопрос исполнения западных санкций, так как часть криптобирж, ссылаясь на регистрацию в различных юрисдикциях, от исполнения этих санкций благополучно уходят.

Рекомендации 12-16 (условно – общие принципы хранения криптовалют) требуют от ПУВА разделения собственных и пользовательских активов, а также средств контроля и безопасности, которые должны обеспечить их сохранность. Данные требования стандартны и уже имеются в MiCA и имеют концептуальные корни в законодательстве о рынках ценных бумаг.

Рекомендация 17 (Управление и раскрытие операционных и технологических рисков), то есть рисков совершения операций, которые напрямую связаны с технологией блокчейн и особенностью проведения операций с ее помощью.

Рекомендация 18 (Соответствие требованиям розничных клиентов и раскрытие информации) призвана гарантировать, что розничные клиенты, которые торгуют криптовалютами, в полной мере осознавали собственные риски, а биржи не завлекали их обещанием баснословных заработков. К слову, подобные требования к криптокомпаниям уже предъявляют многие юрисдикции, включая ЕС, Великобританию, Индию, Казахстан и т.д. Строго говоря, контроль рекламы криптокомпаний и подход к размещению подобной рекламы, аналогичной рекламе азартных игр, концептуально заложен в законодательстве большинства стран, где криптовалюты имеют легальный статус.

Отдельно в документе содержатся рекомендации касательно регулирования стейблкоинов. Приведена их классификация, которая соответствует международным подходам, и указаны специфические для криптоактивов риски:

  • Риск их использования в качестве резервных активов, так как обеспечение их цены не всегда прозрачное;
  • Риск их использования в качестве резервных активов, так как обеспечение их цены не всегда прозрачное;
  • Риск излишнего контроля со стороны эмитента, а в ряде случаев, ограничения, которые установлены в смарт-контракте. Например, ограничения на обратный выкуп (погашение).
  • Риск отмывания денег, полученных преступным путем, так как стейблкоины массово используются в трансграничных операциях и менее подвержены контролю, нежели традиционные финансы.

Таким образом, IOSCO подготовила качественные рекомендации, обобщив подходы других регуляторов, таких как Совет финансовой стабильности G20. Когда рекомендации будут выпущены в конце года и станут руководящими принципами для финансовых регуляторов во многих странах, станет и меньше неопределённости в части подхода к контролю криптовалют, а также больше стабильности для криптокомпаний. Тем не менее, пока что организация воздерживается от представления собственной четкой классификации криптоактивов, а это могло бы ускорить принятие современного регулирования в таких странах как Россия.

Статья подготовлена командой ШАРД.

Вам может понравиться

31.05.2023
views0
Гонконг разрешает торговлю криптовалютами
09.06.2023
views0
БРИКС: помогут ли цифровые активы развитию партнерства?
28.06.2023
views0
Криптовалюты в Турции
14.07.2023
views0
Принят закон о цифровом рубле
18.07.2023
views0
Криптовалюты в ОАЭ

Наши контакты

  • info@shard.ru
  • +7 495 225 90 22
  • ВКонтакте
  • Telegram
  • Дзен
  • 121099, г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 30/9, помещ. 2н ком./офис 2/22
Шард
Платформа
безопасности
цифровых активов
Услуги
Помощь
О нас
Тарифы
Тех. поддержка
Shard Risk Bot
Тех. поддержка
enEnglish version
Руководство пользователяОписание ответа Risk-APIСогласие на обработку персональных данныхПубличная офертаПользовательское соглашениеДоговор оказания информационных услугПолитика обработки персональных данныхПартнерская программа
© ШАРД, 2025
Услуги
AML-проверка рисков
Граф транзакций
Консалтинг
Инструменты для KYT
Расследования
Обучение
Помощь
Руководство пользователя
Описание ответа Risk-API
Согласие на обработку персональных данных
Публичная оферта
Пользовательское соглашение
Договор оказания информационных услуг
Политика обработки персональных данных
Партнерская программа
О нас
Тарифы
Блог
FATF Travel Rule