Совместный доклад МВФ/СФС о регулировании криптовалют. Что нового?

#ШАРД #крипторегулирование #G20 #МВФ #доклад #СФС #Индия #AML #crypto
185

Представленный доклад «Политики в отношении криптоактивов» является результатом совместной работы Международного валютного фонда (МВФ) и Совета по финансовой стабильности (СФС), целью которой было предложить властям государств комплексные рекомендации по управлению рисками макроэкономической и финансовой стабильности, связанными с оборотом цифровых активов, включая стейблкоины и различные платформы DeFi.

В документе, подготовленном по заказу G20 под руководством Индии, собраны уже имеющиеся политические рекомендации и стандарты МВФ, СФС и других регуляторов в сфере международных финансов, таких как IOSCO, для целей оказания содействия властям, в первую очередь развивающихся стран, в выработке адекватного правового поля для криптовалют. Документ охватывает различные аспекты регулирования и предлагает «дорожную карту» проведения данной работы международными организациями в будущем.

За принятие документа и обсуждение вопросов криптовалюты на саммите Индия ратовала в течении всего этого года, хотя, как и Россия, сама все еще не установила правила оборота криптовалют. Правда, в отличие от России, сразу после завершения саммита, Резервный Банк Индии заявил о планах по их созданию в ближайшие месяцы. В России же, как мы знаем, тема регулирования криптовалют «зависла».

Основные выводы отчета подтверждают ключевую позицию МВФ по данному вопросу, заключающуюся в том, что запрет оборота криптовалют может спровоцировать еще большие проблемы для экономики страны, нежели если криптовалюты так и останутся в «серой» зоне:

  • Вводить тотальный бан на криптовалюту, как это сделано в ряде государств, нецелесообразно, поскольку его невозможно обеспечить на практике, а адекватных мер по снижению рисков в итоге принято так и не будет. Вместо этого предлагается вводить разумные ограничения, соответствующие ситуации в экономике страны.

  • Комплексная политика и внедрение регулирования необходимы, так как только они и позволяют вывести криптовалюты из этой самой «серой зоны», что важно не только для каждого отдельного государства, но и для всей мировой экономики в целом.

  • Стейблкоины и DeFi требует отдельного внимания и даже, несмотря на наличие регулирования, могут представлять серьезную угрозу финансовой стабильности в связи с риском потери привязки к их базовому активу, как это произошло в мае 2023 года в связи с банковским кризисом в США. Регуляторы опасаются повторения подобной ситуация, так как в итоге, могут пострадать не только банки в отдельной стране, но и во всем мире.

В связи с тем, что доклад представляет собой обобщение и актуализацию уже имеющихся рекомендаций различных наднациональных финансовых регуляторов, по замыслу авторов, он предлагает комплексный и скоординированный подход к решению проблем рисков криптовалют в глобальном масштабе с упором на международное сотрудничество. Ввиду того, что существующие нормативные акты отдельных стран могут существенно различаться, в Приложении 3 представлена дорожная карта на 2023 и 2024 гг. по подготовке к принятию мер по созданию глобальных правовых рамок.

В документе всем странам предлагается внедрить стандарты Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма (ФАТФ) для устранения рисков ОД/ФТ, а также ряд организационных мер на международном уровне, позволяющих, в будущем, стандартизировать внедряемые странами политики для криптовалют, как это уже давно происходит в области «традиционных финансов».

Также указывается на необходимость включить криптовалюты в Программу оценки финансового сектора МВФ (FSAP) и за счет международного сотрудничества устранить практические и методологические проблемы сбора данных о криптотранзакциях, чтобы можно было обладать более точными данными для принятия решений о рисках и путях их снижения.

В целом, проблема «пробелов» в данных в докладе обозначена как одна из ключевых, препятствующих изучению тенденций и рисков криптовалюты. Это обусловлено как децентрализованной природой цифровой валюты, так и отсутствием единых форматов отчетности или же, как в некоторых странах, отчетности вообще. В связи с этим предлагается разработать единый формат предоставления отчетности, а каждой стране налаживать взаимодействие с локальными криптокомпаниями, которые эту отчетность и будут предоставлять. Естественно, реализация данных планов также невозможна без наличия регулирования в каждой конкретной юрисдикции.

Предполагается, что содержащиеся в документе рекомендации послужат руководством для компетентных органов власти государств и подтолкнут их к правильному решению при рассмотрении вопросов управления рисками макроэкономической и финансовой стабильности в контексте децентрализованных финансов. Так как Россия участвует в деятельности G20 и является одним из ключевых партнеров Индии, во всю продвигающей представленные предложения, будем надеяться, что и наши финансовые регуляторы обратят внимание на предложенные рекомендации, а тема регулирования криптовалют в ближайшее время все же «отвиснет».

Команда ШАРД