Что мы знаем о Монголии?

#ШАРД #майнинг #крипторегулирование #криптовалюты #Монголия #Улан-Батор
358

Что мы знаем о Монголии?

Криптовалюты в Монголии стали популярны как средство инвестирования сбережений во время пандемии COVID-19 и роста инфляции. В феврале 2022 года в связи с геополитическими потрясениями в мире ситуация продолжила ухудшаться, инфляция достигла 15%, а ставки по депозитам не превышали 10%. При этом именно на период пандемии пришелся самый пик роста цены Биткоин и капитализации криптовалют. Не удивительно, что монголы все чаще обращаются к криптовалюте, как способу сохранить сбережения.

По данным ЦБ Монголии из 3,34 млн жителей страны сбережения в цифровых активах имеют 93%, в то время как наличности отдают предпочтение только 7% граждан. Монголия также интересна тем, что на волне популярности криптовалют стало появляться большое количество различных инвестиционных токенов разной степени надежности. В стране даже имеется монета хэджирования инфляции IHC, которая, согласно Whitepaper, обеспечена высоколиквидными активами, что, однако, не влияет на ее волатильность.

Правовой статус криптовалют

В Монголии сами криптовалюты, торговля и обмен ими являются законными и регулируемыми. Виртуальные активы признаны в стране как нематериальные активы, и все операции с ними возможно проводить на легальной основе. При этом как такого регулирования самих активов не имеется, но с декабря 2021 года действует закон «О провайдерах услуг виртуальных активов», который устанавливает обязанность совершать все операции с цифровыми активами через лицензированные ПУВА.

Первой криптовалютой Монголии стала ArdCoin, выпущенная Ard Financial Group в январе 2019 года в сети Ethereum. Токен ArdCoin, который получил листинг на местных и международных биржах, предлагал монголам возможность, купив его, в любой момент обменять на монгольский тугрик, доллары США или другие криптовалюты. Это позволило гражданам страны проще, быстрее (и законно) осуществлять трансграничные расчеты.

Некоторые источники утверждают, что каждый шестой гражданин страны владеет ArdCoin. Хотя криптовалюты нельзя использовать как средство платежа в стране, они стали очень популярны для международных расчетов, а также как способ инвестирования. Пандемия ускорила данный процесс, так как во время локдаунов люди оставались дома, и большинство из них искали способы заработать в Интернете.

В то время как интерес к криптовалюте в Монголии продолжает расти даже несмотря на волатильность рынка, локальные монеты не могут не вызывать опасений властей. Самый высокий уровень проникновения имеет ArdCoin, так как многие компании используют его как маркетинговый инструмент и выплачивают в нем бонусы, которые можно потратить на другие услуги этих компаний. Поэтому ArdCoin имеет достаточную ликвидность, чего не скажешь о многих альтернативных проектах. Тот же вышеупомянутый IHC-токен в 2022 году подешевел почти в 38 раз с 0.002 USD до 0.00005 USD.

Всего в Монголии было выпущено не менее 60 локальных токенов, но в 2022 году 21 монета была запрещена в связи с принятием закона о провайдерах услуг виртуальных активов и сопутствующих нормативных актов. Местный финансовый регулятор - Комиссия по финансовому регулированию (FRC) установила требования к листингу и обеспечению монет, в связи с чем 21 монета ушла с рынка, а новые пока не выпускаются.

Провайдеры услуг виртуальных активов

В Монголии работают как международные площадки, так и достаточное количество локальных бирж. Сектор изменчив и некоторые биржи, которые работали в 2021 году, уже прекратили деятельность, например, Ebit Exchange и Retex Exchange. Хотя биржи работают онлайн, многие из управляющих ими компаний имеют физические адреса в Улан-Баторе, а все крупнейшие местные биржи имеют представительства в столице – Coinhub Exchange, Trade.mn, Complex Exchange и COREX. Все биржи предлагают торговые пары с монгольским тугриком, а также с локальными токенами, в первую очередь, ArdCoin. Тем не менее, одна из их главных проблем – низкая ликвидность по сравнению даже с небольшими международными площадками.

Согласно закону о ПУВА все провайдеры подлежат регистрации и лицензированию в Комиссии по финансовому регулированию. Кроме того, доход поставщика услуг по обмену и торговле криптовалютой облагается налогом на прибыль и освобождается от налога на добавленную стоимость.

Любое публичное предложение криптовалюты и торговля цифровыми активами могут осуществляться только через эти компании, а сами они должны соответствовать требованиям в сфере противодействия отмыванию преступных доходов, и финансированию терроризма. Поставщики услуг виртуальных активов обязаны идентифицировать своих клиентов, оценивать законность торгуемых активов и заранее информировать клиентов о рисках, связанных с криптовалютами.

В случае неисполнения требований предусмотрены штрафы в размере от 1 миллиона тугриков (280 USD) до 3 миллионов тугриков (840 USD) для физических лиц и в размере от 10 миллионов тугриков (2800 USD) до 200 миллионов тугриков (56 000 USD) для юридических лиц.

Майнинг

Майнинг в Монголии развивался достаточно активно до 2022 года, когда начался стремительный рост стоимости электроэнергии в стране. До этого момента страна была весьма привлекательна для майнинга в связи с относительно дешевым электричеством и холодной погодой. И это несмотря на то, что жилой сектор Улан-Батора, зачастую, все еще отапливается углем и дровами.

В Монголии работают японские и корейские майнинговые компании, как в Казахстан и Россию, сюда переехала часть майнеров из Китая, после запрета на оборот криптовалют в Поднебесной. Цены на электроэнергию в Монголии составляют примерно треть от европейской цены и ниже, чем в Китае. Холодная погода страны, не имеющей выхода к морю, также способствует развитию индустрии.

Майнинг криптовалют является привлекательным круглогодичным бизнесом для компаний в Монголии, чьи основные отрасли, такие как добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство и туризм, замедляются в суровую зиму.

Правительство также активно поддерживает сектор информационных технологий страны. Экономическое развитие Монголии исторически определялось такими ресурсами, как уголь и медь, но майнинг, даже несмотря на криптозиму, уже прочно занял место в экономике страны.

О регулировании криптовалют в Казахстане, Узбекистане, Беларуси, Грузии, Кыргызстане и Армении Вы также можете прочитать в наших материалах.

Команда ШАРД