Не совсем криптовалютная Африка

#ШАРД #крипторегулирование #Африка #стейблкоины
64

Африка часто воспринимается как относительно однородная территория с одинаковыми проблемами и перспективами для развития бизнеса. Тем не менее, это совсем не так. На континенте находятся 54 страны (55 – если считать Западную Сахару, которая признается Африканским Союзом, но не признается ООН), входящие в условные 5 субрегионов, коренным образом отличающихся друг от друга. Различия обусловлены колониальным прошлым континента и влиянием нескольких европейских держав, в первую очередь Великобритании и Франции, на становление многих независимых государств. При этом три архипелага – остров Святой Елены, Реуньон и Майотта – так и остаются под контролем бывших метрополий.

С точки зрения принятия криптовалют большинство стран Африки должны быть идеальным местом, так как во многих из них национальные валюты волатильны, а инфляция традиционно находится на крайне высоком уровне. Типичный пример – Зимбабве, которая последние годы соревнуется по скорости обесценивания денег с Аргентиной. В Аргентине, при этом, криптовалюты крайне популярны, а власти страны возлагают большие надежды на развитие криптовалютной индустрии. Об африканских странах такого сказать нельзя. Даже там, где криптовалюты разрешены и регулируются, развитию отрасли мешают вводимые запреты и ограничения со стороны регуляторов. Например, в Нигерии, которая входит в топ-5 стран по использованию криптовалют населением и в которой работает достаточное количество локальных криптоплощадок, местный Центробанк до конца 2023 года запрещал банкам с этими компаниями сотрудничать. В итоге это чуть было не повлекло закрытие крупнейшей в Африке локальной криптобиржи Busha.

Таким образом, если исключить из списка заморские территории европейских стран, где, фактически, действуют право и законы ЕС, а также островные африканские государства, то полноценное регулирование криптовалют есть только у Нигерии, Намибии и Южной Африки. При этом, в Намибии, как и в Нигерии, криптовалюты получили признание только во второй половине 2023 года, а до этого они там были де-факто запрещены. К слову, Южная Африка является одной из трех африканских стран, которые входят в БРИКС, где регуляторный ландшафт для криптовалют также крайне неоднороден.

Что касается островных государств, то среди них всем известные оффшорные юрисдикции – Сейшельские острова и Маврикий, где криптобизнес уже является одним из важнейших источников дохода бюджета. Сейшелы – одна из самых популярных юрисдикций для регистрации оффшорных финансовых институтов благодаря мягкому режиму лицензирования и ненавязчивому надзору со стороны регуляторов. Островную лицензию для работы на глобальном рынке имеют и многие крупные криптобиржи, в том числе OKX и MEXC Global.

С другой стороны, запрещены криптовалюты на континенте в большем количестве стран, нежели разрешены. Одна из крупнейших стран Африки – Египет – фактически запретила криптовалюты по религиозным соображениям (коммерческие транзакции в биткоин – харам) и в связи с опасениями за финансовую стабильность. С 2020 года криптовалюты законодательно должны регулироваться Центральным Банком, который, фактически, определил их вне закона.

В Уганде, где проживает более 47 миллионов человек, криптовалюты фактически были запрещены решением Верховного суда от апреля 2023 года. Причина та же – угроза финансовой стабильности и риски финансирования терроризма.

Судя по всему, запрет оборота криптовалют в африканских странах, в первую очередь, обусловлен отсутствием каких-либо механизмов контроля и мониторинга за операциями с ними. Именно по этой причине Алжир стал первой страной в Африке, запретившей криптовалюты в 2018 году и до сих пор придерживающейся данной позиции.

О причинах запрета криптовалют в других странах мира можно почитать тут.

Примечательно, что в Африке, как и в Южной Америке, есть одна страна, полностью легализовавшая биткоин и приравнявшая его к законному платежному средству – Центрально-Африканская Республика. Страна объявила о своем решении еще в 2022 году, чем вызвала недовольство МВФ и Банка центральноафриканских государств. Как и в Сальвадоре, в ЦАР не имеется собственной национальной валюты. Франк КФА, установленный Францией в качестве колониальной валюты в 1945 году, продолжает использоваться как странами Экономического сообщества стран Центральной Африки (ЭКОЦАС), так и государствами Западной Африки, объединившимися в Западноафриканский экономический и валютный союз (ЗАЭВС). Видимо, поэтому признать в качестве нацвалюты еще и биткоин не составило особого труда.

Тринадцать стран континента развивают национальное регулирование криптовалют. Ближе всего к установлению полноценных правовых рамок находятся Эфиопия (также член БРИКС) и Кения. Во всех странах, где регулирование находится на стадии развития, криптовалюты не запрещены, но отношение к ним регуляторов осторожное, а банки могут ограничивать обслуживание криптокомпаний. Тем не менее, самая важная деталь заключается в том, что правительство этих стран нацелены на развитие индустрии и использование блокчейн-технологий, что позволяет позитивно смотреть на перспективы криптовалют в Африке в ближайшем будущем.

Остальные государства (47%) о криптовалютах, видимо, пока не задумывались. Это во многом обусловлено социально-политической нестабильностью и наличием других, более насущных проблем. В некоторых не так давно произошли военные перевороты, например, в Мали, Нигере, Буркина-Фасо, где-то, например, в Сомали, Южном Судане или Западной Сахаре, сложная ситуация сохраняется уже многие годы.

Тем не менее, в Африке продолжают идти интеграционные процессы, которые уже остановились во многих других частях мира. Действует Африканский союз, Африканский банк развития и другие институты, задачей которых является развитие торговли как внутри континента, так и с внешними партнерами. Буркина-Фасо, Мали и Нигер на днях приняли решение об объединении и создании конфедерации. Одна из целей – экономическая интеграция и развитие общего рынка. Очевидно, что с ростом экономики рано или поздно криптовалюты получат полное признание во многих странах Африки.

Команда ШАРД